Тема преподавания русской литературы в школе традиционно вызывает споры, находится в центре общественного внимания. Дискуссия, в том числе и на страницах «ЛГ», развернулась в основном вокруг романов «Молодая гвардия» и «Как закалялась сталь».
Возвращение в школьную программу ряда произведений, изъятых из образовательного процесса в 90-е, рассматривалось как фактор патриотического воспитания. На фоне украинского кризиса, распространения неонацистской идеологии в мире проблема преподавания литературы и истории в школе стала восприниматься обществом особенно остро. Обнародованные Сергеем Кравцовым решения Минпроса стали в значительной мере результатом последовательного давления гражданского общества. Повлияло и недавнее общение Владимира Путина с ветеранами Великой Отечественной войны, где к президенту обратились с просьбой вернуть в школьную программу в качестве обязательных знаковые произведения советской классики.
На встрече с участниками Всероссийской олимпиады школьников по литературе Сергей Кравцов сообщил, что утверждены федеральные общеобразовательные программы, куда включены проза и поэзия о Великой Отечественной войне, в том числе «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Горячий снег» Юрия Бондарева, стихотворение «Сын артиллериста» Константина Симонова, роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон», рассказ Алексея Толстого «Русский характер», избранные главы из романа Николая Островского «Как закалялась сталь», роман Владимира Богомолова «В августе сорок четвёртого», повесть Сергея Смирнова «Брестская крепость».
Кроме этого министр сообщил о введении новых стандартов: «Мы утвердили единую программу по литературе и увеличили количество часов. Так, в 1959 году было 18 часов в неделю по всем классам, а по новым стандартам – уже 35. В том же 1959-м на русский язык отводилось 54 часа, а сейчас – уже 61 час».