Мы писали об этом авторитетном форуме неигровых фильмов два года назад. С той поры многое изменилось, неизменно одно – гостеприимство Екатеринбурга. Пандемия не смогла сорвать проведение фестиваля, но, безусловно, повлияла на него. Не только тем, что герои некоторых фильмов, так же как многие жители замечательного города на реке Исеть, были в масках, но и общей атмосферой тревоги и собранности. Тем ценнее победы фильмов, в которых, несмотря ни на что, кипела и сверкала жизнь.
Гран-при фестиваля после долгих споров и переговоров двух жюри (конкурс документальных фильмов возглавлял самобытный уральский режиссёр Алексей Федорченко, о замечательных фильмах которого мы не раз писали, а конкурс телевизионных документальных фильмов – тележурналист Ильяс Богатырёв, который замечательно себя проявил в человеческом и в профессиональном плане) был присуждён талантливому, глубокому и... весёлому фильму Владимира Головнёва «Дальний план».
Лента посвящена провинциальным киномеханикам, живущим и работающим в небольших городках и селениях России. Режиссёру удалось в неигровом документальном формате добиться атмосферы игрового художественного кино. Персонажи – очень простые люди, эдакие шукшинские чудики, подвижники кинематографа; настолько живые, обаятельные и трогательные, что не влюбиться в них было невозможно. Светлое кино в наше тёмное для кинематографа ковидное время.
В конкурсе телевизионных фильмов (а я был в жюри именно этого конкурса), где ленты ограничены форматами телеканалов, победила лента известного тележурналиста Павла Селина «Агафья», посвящённая последней оставшейся в живых отшельнице из семьи старообрядцев Лыковых, в тридцатые годы спрятавшихся от власти и людей в сибирской тайге. О них когда-то давным-давно написал в «Комсомолке» Василий Песков, а потом было снято много фильмов и телерепортажей. Но в них обращали внимание в основном на таёжную экзотику, рассказывали о крестьянах, бежавших когда-то от репрессий, и после смерти Сталина сторонившихся греховного комфорта. В фильме Селина – другой поворот, рассказ ведут люди, прилетевшие в таёжную глушь, чтобы заготовить старушке-отшельнице дрова и продукты. Знаменательно, что посадка была аварийной и вертолёт потом пришлось долго ремонтировать. Но люди прилетели не только чтобы помочь Агафье, а чтобы «подремонтировать» свою душу. Агафья им самим была очень нужна. Оказывается, сибирская отшельница, которая, подобно Серафиму Саровскому, однажды сумела поладить с медведем, – монахиня-молитвенница. Оказывается, она способна дать верующим горожанам что-то такое, чего уже нет в миру. Лица приехавших к Агафье мужчин и женщин, когда они говорили о ней, светлели и превращались в лики. И сама Агафья – некрасивая, старая, невнятно говорящая, в тряпьё одетая, тёмная, но... мудрая и светлая женщина. А когда она вдруг от чего-то расхохоталась, то стала и удивительно притягательной. Я бы режиссёру дал Гран-при только за этот Агафьин беззвучный смех. Съёмочной группе удалось заслужить доверие молитвенницы и потому рассказать об этой удивительной женщине так, как ещё не было рассказано. Она навестившим её людям и нам, пресыщенным зрителям, нужна больше, чем мы ей.
На фестивале было ещё много открытий, недаром он называется открытым. В фильме екатеринбургской кинематографистки Елены Дубковой о Георгии Васильевиче Свиридове великий композитор, ученик Шостаковича, предстал живым и парадоксальным. Все знают гениальную музыку Свиридова – могучую, авангардную к фильму «Время, вперёд» и классическую, прозрачную к экранизации пушкинской «Метели», но есть и ещё огромный пласт свиридовского наследия – его хоровая и вокальная музыка, до которого слушатели ещё не добрались, не дозрели. Внимание создателей фильма было обращено также к отношениям Свиридова с его великим учителем. Опала Шостаковича больно отозвалась и на судьбе его ученика. А причины их отдаления авторам виделись в том, что Шостакович был музыкальным, если так можно выразиться, инструментом космополитичного образованного класса России, а происходивший из казаков Свиридов,«положил на ноты душу» русского крестьянства. Трагично описание последних лет жизни Свиридова, выпавших на 90-е годы. Пережить распад СССР и связанные с катастрофой страны боль и унижение композитор не смог.
Другое открытие фестиваля – художница Людмила Кусакова из фильма Евгения Голынкина «Женщина, которая построила города». Зрители с удивлением открыли для себя, что у «картинки», у множества запомнившихся деталей любимых фильмов есть автор. Оказывается, чудесный мир, в котором жили герои захаровского «Необыкновенного чуда», «Города Зеро» Карена Шахназарова и многих других выдающихся лент, рисовала и строила эта талантливая художница.
Жюри двух конкурсов фестиваля отметили героев фильмов, которые как будто больше, чем фильмы о них.
Это военный обозреватель «Новой газеты» бесстрашный майор Вячеслав Измайлов, спасший множество солдат из плена во время чеченской войны (фильм «В лысого не стрелять!»). И бесстрашный военачальник адмирал Игорь Касатанов, проявивший необыкновенную твёрдость, которой тогда не хватало руководству страны, и спасший российский Черноморский флот в 1992 году («Последний адмирал Советского Союза»). Сейчас мы понимаем, что без тогдашней отчаянной «самодеятельности» адмирала, сегодняшнее «возвращение Крыма в родную гавань» было бы невозможно.
Необычайно трогателен фильм Ирины Васильевой, посвящённый ушедшему недавно известному журналисту и продюсеру Александру Радову.
Награды фестиваля получили следующие фильмы:
«Идущие в огонь» об «Отряде 15.08», добровольцах из Авиалесоохраны. Мы узнали разницу между двумя героическиими ведомствами. Оказывается, задачи у них разные: МЧС спасает людей, в том числе и на пожарах, а с пожарами, уничтожающими леса, борется как раз Авиалесоохрана.
«Русскоустьинцы. Под солнцем Арктики» – о небольшом народе, живущем на севере страны. Внешне они похожи на соседние северные народы, но своё происхождение ведут от выходцев из Великого Новгорода, которые бежали когда-то от опричников Иоанна Грозного. И потому их родной язык – русский.
Сильное впечатление произвёл документальный фильм донецкого военкора Максима Фадеева об ополченцах, державших линию фронта во время боевых действий в Луганской области, «Призраки. Солдаты забытой войны».
Приз за лучший дебют получила «Молитва» режиссёра Даниила Лепёшина, сделанная в московском Институте кино и телевидения. А лучшим оператором назван Михаил Горобчук («Тени твоего детства»).
Приз зрительских симпатий достался маститому Андрею Кончаловскому за документальный фильм «Человек неунывающий».
И наконец приз за лучший полнометражный фильм получила Марина Чувайлова из Екатеринбурга. Её лента «Чемпионки» – о команде уральских фигуристок «Юность». А лучшей короткометражкой признан фильм «Реанимация жизни» Владимира Захарова из Краснодара.
И о погоде. Традиционно во время фестиваля в Екатеринбурге радовала цветами золотая осень, а президент фестиваля Георгий Негашев, директор программ Инна Демежко и все, кто участвовал в его работе, обеспечили отличный творческий микроклимат. Несмотря на большую занятость, члены жюри смогли насладиться чудной эклектикой Екатеринбурга, где отлично отреставрированные деревянные строения соседствуют с башнями XXI века и особняками купцов XIX. Были познавательные экскурсии по городу и за город в места, связанные с царской фамилией, а также в Ельцин-центр, где экспозицию музея, который занимает его небольшую часть, представил директор музея Олег Лутохин. Очень интересно. Даже те, кто к Борису Николаевичу относится крайне критично, отметили, что композиция воистину креативная и, несмотря на очевидную пропагандистскую направленность, очень интересная.
Но главное позитивное впечатление – от фильмов, отобранных на конкурс. Конкуренция была очень высокой, и это говорит о том, что документальный жанр не только жив, но и способен талантливо развиваться.
Александр Кондрашов