К юбилею принято дарить подарки. Поэтому в дни своего 50-летия БАМ, конечно же, не остаётся без внимания. А лучший подарок в мире индустрии и транспорта – новое оборудование. Вот и на магистрали внедряется сейчас современнейшая техника, заступают на дежурство локомотивы XXI века.
Стоит признать, в последние десятилетия мы отвыкли от того, что новости из производственных цехов и с железнодорожных магистралей становятся главными в новостных телепрограммах и «горячих десятках» популярных информационных интернет-сайтов. Однако о состоявшейся тепловозной «обновке» БАМа сообщили масштабно, без робости. Думаю, это связано не только с «государственным подходом», но и с тем, что людям снова интересно узнавать об этом. Потому что выигрывают в наше время те, кто, стремясь к технологическому суверенитету, отдавал предпочтение отечественным технологиям и их развитию. Ибо, не преодолев технического или технологического отставания, невозможно вырваться из зависимости от импортных поставок.
И многое уже удаётся. Поэтому появление на БАМе новых мощных тепловозов было встречено с таким воодушевлением. Они в состоянии многое изменить в работе магистрали, с их помощью важнейший системообразующий транспортный коридор Евразии, без сомнений, наберёт необходимый темп. Пришло время менять парк техники, которая тянет по трассам БАМа сверхтяжёлые составы. Порты ждут их. Новая инфраструктура готова.
Нарастить провозную способность железной дороги в непростых условиях экономических санкций помогли новейшие разработки ОАО «РЖД» и компании «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Поступившие на Байкало-Амурскую трассу магистральные грузовые тепловозы серии 3ТЭ28 способны обслуживать грузовые составы с расчётной массой до 7100 тонн. Сегодня их на БАМе уже немало, и пока ещё новые локомотивы кажутся (как и их предшественники в прежние времена) пришельцами из будущего, а завтра мы будем относиться к ним с уважением, но уже без удивления – как к рабочим лошадкам магистрали.
Локомотивы 3ТЭ28 оснащены трёхосными тележками с регулировкой силы тяги по каждой оси. Силовая установка может работать как на дизельном топливе, так и на смеси газа и солярки. На смену иностранному узлу, который использовался в конструкции трёхсекционного тепловоза предыдущей модели, пришёл надёжный отечественный дизель-генератор мощностью 2850 кВт. Его не пугает горный рельеф и высокая влажность. Тем более что в конструкции многое продумывалось специально для БАМа и Транссиба, важные технические решения внедрялись по результатам анализа многолетней эксплуатации тепловозов предыдущих серий. Учитывался, например, и бамовский климат, и необычный, крайне своенравный профиль трассы.
Мощные и надёжные 3ТЭ28 могут развивать скорость от 25 до 120 км/час (на уклонах), а на равнинных участках способны транспортировать ещё большие по грузоподъёмности эшелоны (18 300 тонн). О надёжности техники говорит также факт увеличившихся межсервисных интервалов. Комфортнее стала и жизнь локомотивных бригад – внутри кабины установлен автономный обогреватель, осуществляется подогрев стёкол и зеркал, есть холодильник и микроволновая печь. Если бы машинисты семидесятых видели подобное великолепие!.. Впрочем, они умели верить в прогресс и понимали, что такое уровень XXI века.
Первые тепловозы нового поколения появились на БАМе в новогодние дни 2024-го: семь локомотивов приняли в депо «Тында-Северная». Сейчас их курсирует по магистрали уже более двадцати, ожидается поступление ещё десяти этих трёхсекционных гигантов. Изготавливаются они на Брянском машиностроительном заводе – и это тоже вектор политики импортозамещения. Прошло время, когда в России властвовали модные экономисты, полагавшие, что нашей стране достаточно продавать сырьё, а остальное мы купим. Жить чужими инженерными мозгами в наши дни нельзя. Это хорошо понимают разработчики локомотива – специалисты компании «ТМХ Инжиниринг». А двигатели выпускают на легендарном заводе «Трансмашхолдинга» в Коломне. О том, какую роль сыграло коломенское предприятие в истории отечественных железных дорог, мы писали не раз. Терять такие традиции смерти подобно. В Коломне всегда делали ставку на сотрудничество именно с отечественными производителями комплектующих (на заводе это понимали ещё до того, как слово «импортозамещение» стало лозунгом дня), потому и смогли справиться с вызовами времени. И сегодня в Коломне разрабатываются ещё более современные виды продукции, применяются принципиально новые технологические решения…
В экономике – наращивание объёмов грузов, сокращение сроков перевозок, способность соответствовать запросам грузоотправителей. Только так и можно раскрыть фантастический потенциал БАМа. В режиме ежедневной инженерной работы. Для государства это серьёзные инвестиции. Поэтому БАМ нашего времени – вновь государственный приоритет, в реализации которого заинтересован каждый гражданин России. Там – перспективы роста экономики, внешней торговли, там железная дорога важна, как вода в пустыне. Несколько десятков новых локомотивов – достойный повод и для статьи в газете, и для праздничных реляций. Однако БАМу и стране необходимо гораздо больше.
Хочется верить, что многие заводы России готовят подарки к 50-летию магистрали. Ведь к стройке века, без преувеличения, имела отношение вся страна.
Сегодня на БАМе частенько можно встретить старые советские тепловозы. Они с честью отслужили своё. Теперь им место – в железнодорожных музеях. А на стальные магистрали пусть выходит новая техника.
Интерьер кабины экипажа чем-то смахивает на кабину авиалайнера
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Немного истории. В начале прошлого века коломенский завод стал вторым после завода «Людвиг Нобель» дизелестроительным предприятием Российской империи. Первые патенты на продукцию пришлось покупать у немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля за 50 тысяч рублей. Первый тепловоз на коломенском заводе был построен в 1930 году – Оэл7 с электрической передачей и мощностью двигателя 600 лошадиных сил. Параллельно предприятие вовсю выпускало паровозы и судовые двигатели. За многие годы там сложилась команда инженеров, настоящих изобретателей, которым удалось воспитать учеников, продолживших славные традиции.
Сейчас Коломенский машиностроительный – отечественный флагман отрасли. Сегодня на заводе трудятся уже ученики тех учеников – и тоже воспитывают своих преемников. Приятно побывать на предприятии, где всё работает как часы.