Александр Алиев
Один из восьми переулков, соединяющих две крупные радиальные магистрали Москвы – Пречистенку и Остоженку, – на протяжении XVIII столетия трижды менял своё название. Из них самое раннее – Сонцов, происхождение которого пока не выяснено. Затем его переименовали в Шеншин – по фамилии домовладельца, сержанта лейбгвардии Преображенского полка А. Шеншина.
Ну а современное название – Еропкинский переулок получил от фамилии генерал-аншефа и сенатора Петра Дмитриевича Еропкина, прославившегося тем, что самыми решительными мерами прекратил бунт, что разразился в 1771 году в Первопрестольной во время страшной эпидемии чумы. Еропкину, которого назначили впоследствии московским главнокомандующим, принадлежал величественный дворец на углу Остоженки и вышеупомянутого переулка, сооружённый знаменитым архитектором М.Ф. Казаковым. Как вспоминали современники, Пётр Дмитриевич был человеком весьма приятной наружности, по-старомодному сановитым в манерах, и своё высокое положение сановника империи подчёркивал, разъезжая повсюду с трубачом, трубившим, когда экипаж останавливался.
Вместе с тем Еропкин отличался отменным гостеприимством, и желающие в любой день могли прийти к нему на обед без приглашения, лишь бы они были опрятно одеты и вели себя чинно. А балы в этом дворце часто посещал в раннем детстве Александр Пушкин. Впоследствии здание занимало Коммерческое училище, а сейчас здесь находится Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ).
Что касается собственно Еропкинского переулка, то сейчас он практически целиком заполнен зданиями начала прошлого века, включая пристроенное справа крыло дворца П.Д. Еропкина. Лишь пара жилых домов (№ 10 и 14) относится к середине XIX столетия.
Сразу за бывшим особняком О.Н. Чижовой расположен бывший же доходный дом (№ 5), автором проекта коего является малоизвестный, но, несомненно, одарённый, со своим творческим почерком, архитектор Пётр Павлович Щёкотов.
Родился он в 1868 году в мещанской семье. В возрасте 14 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако через несколько лет выбыл оттуда, не окончив курса. После этого несколько лет служил чертёжником в Канализационном отделе Московской городской управы, где занимался проектированием канализации. Следующий этап его жизни – работа помощником у нескольких столичных инженеров и архитекторов, в том числе у А.Н. Померанцева при строительстве последним здания Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). А в 1899 году Техническо-строительный комитет МВД выдал Щёкотову свидетельство на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части.
Рубеж XIX–XX веков – период достаточно активного труда Петра Павловича как в Белокаменной (доходные дома и коммерческие здания в разных городских уголках), так и в Московской губернии (Гончарный завод Торгового дома «Преемники П.М. Ефимова и К°» в Павловском Посаде; Бумагопрядильная фабрика Карманова и Кирпично-цементный завод Торгового дома «Мартьянов и К°» – оба в Подольском уезде), а также в Крыму (санаторий А.В. Кривошеина (теперь «Белоруссия») в Мисхоре; виллы «Миро-Маре» М.А. Станкевич и «Сельби» М. Леонова в Симеизе).

После 1914 года судьба зодчего неизвестна.
Четырёхэтажный доходный дом в Еропкинском переулке, возведённый в 1902-м, является, наряду с «готическим» доходным домом К.Ф. Лазарева в Нащокинском переулке, одним из самых эффектных произведений П.П. Щёкотова. Здесь он полностью проявил свой излюбленный метод: сочетание крупного декора с рациональной структурой фасада. Сразу же привлекает внимание его многоцветная окраска: верхняя половина – тёмно-красная, нижняя – жёлтая с белым обрамлением окон. Особо выделена довольно узкая центральная часть (над подъездом). Здесь мы видим мощные выступы по бокам (на уровне двух верхних этажей), асимметрично расположенные (относительно остального фасада) окна и красные и жёлтые квадраты.
Над окнами первого и второго этажей, а также под карнизом вытянуты ленты лепного растительного узора. Но наиболее запоминающаяся часть украшений – женские головы, соответствующие типичному образу Лорелеи, нимфы или девы Рейна из германской народной легенды. Её традиционно изображали с распущенными русалочьими волосами, полузакрытыми глазами и едва заметной улыбкой. В композицию также входят ботанически точно представленные цветки ириса с детальной прорисовкой листьев, стебля и корней. Заметим, что в эпоху модерна такие Лорелеи стали особенно популярным элементом декора.
В советский период бывший доходный дом использовался под различные нужды. Ныне же он пребывает в ведении Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД России.