Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 апреля 2019 г.
  4. № 13 (6685) (03.04.2019)
Телеведение

Ловля золотых рыбок в смутной воде

Годунов. Продолжение

03 апреля 2019

Если первую часть «Годунова» (2018) в постановке Алексея Андрианова можно назвать «Повестью грозных и кровавых лет», то его закончившейся на прошлой неделе второй части, снятой Тимуром Алпатовым, больше подходит название «Повесть об оттепели и Смуте» – со всеми очевидными отсылками к российской истории ХХ века. Стилистически части мало отличаются друг от друга – там и тут создателям сериала приходилось заполнять закадровой риторикой пробелы и перескоки от сцены к сцене, так что повествование иногда больше смахивает на обрывочную лекцию с картинками, чем на игровой фильм. Конечно, всегда можно отговориться присловьем «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать», но есть сомнение, так ли это на самом деле. А дело в том, что в «Ютюбе» есть спектакль Эдварда Радзинского, где он един в трёх лицах – драматурга, режиссёра и актёра – и где та же отечественная история со всеми параллелями и меридианами рассказывается за вдесятеро меньшее время и без одуряющих, если не выключать свет и звук, рекламных пауз. Хотя это, разумеется, вопрос вкуса к эспумизану или сокращению быстротекущей жизни посредством убиения времени.

Но если принять сериальное производство как неизбежность, нельзя не отметить, что второй годуновский сезон, как и первый, знакомит нас с превосходными актёрскими работами. В первую очередь это сам царь Борис, сыгранный Сергеем Безруковым, равно убедительным в образе молодого опричника и пожилого властелина всея Руси, терзаемого болезнью, внутренними противоречиями и политическими раздорами. Собственно, весь сериал можно рассматривать, как попытку реабилитировать Годунова-человека и Годунова-правителя в теперешнем коллективном бессознательном, склонном обелять двух крупнейших садистов – Грозного и Сталина, одновременно черня Бориса с Никитой и даже привязывая их к Петру I при обвинении всех троих в низкопоклонстве перед Западом.

Поблизости от Годунова – его ровесник, вечный оппонент, умелый интриган и, в конце концов, сменщик (тоже «аристократически» избранный) в колоритном исполнении Андрея Мерзликина, а также оба Лжедмитрия. В образе первого сверкнул Евгений Ткачук, дарование которого в чём-то сродни таланту исторического (и несколько истерического) Самозванца. Его герой сметлив, решителен и харизматичен настолько, что можно поверить в то, что в начале XVII века в него поверили, как в истинного царя – хотя можно лишь догадываться, верит ли он сам в своё царское происхождение. Зато второй самозванец, он же Тушинский вор (неожиданная роль Юрия Тарасова), определённо знает, что не является сыном Ивана Грозного, а валяет царька на потребу своему окружению.

Любопытно, кстати, что Лжедмитрий-Ткачук в чём-то сродни столь же честолюбивому Бонапарту, хотя тот окажется предусмотрительнее – ради императорского титула женится на королевне Марии-Луизе, тогда как наш сокол венчался на царство не с царевной Ксенией (замечательная Дарья Урсуляк), а с полячкой Мариной Мнишек (не уступающая ей Ольга Калицка), которой очень идёт выражение «хороша, как змея» и которая оказала на судьбу мнимого царевича примерно то же влияние, что менее честолюбивые и лишённые коварства Мария-Антуанетта и Алиса Гессенская на судьбу Людовика ХVI и Николая II. Под стать Марине и второй польский пришелец – хитрый и дипломатичный Ян Сапега, отлично воплощённый Сергеем Барковским. На их фоне вымышленные русские персонажи, понадобившиеся для любовных линий, выглядят картонными, а сановные действующие лица вроде Фёдора Романова (Александр Устюгов) и Гермогена (последняя, увы, роль Петра Зайченко) порой кажутся извлечёнными из житий в угоду РПЦ святыми, а не персонажами реалистического романа. В общем, будем надеяться, что столь сравнительное изображение предков современных польских граждан не осложнит и без того запутанных отношений между Россией и Польшей. 

Тэги: Виктор Матизен PROCONTRA
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Проигранное кино

    71 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS