Сделать такое предположение можно, прочитав сборник «Санаториум». Его титульная повесть – сплошная патология. В некоей неназванной стране есть санаторий для старух-миллионерш, где им оказывают любые услуги, в том числе сексуальные (отвратительные подробности приводить я не буду), а главное – работают над их омоложением, что приводит к неожиданному результату: процесс выходит из-под контроля. Конечно, кого-то это сочинение может позабавить, но вряд ли меньшим окажется число тех читателей, кому оно покажется просто противным. Надеюсь, не эту повесть Петрушевской наши «просветители» будут навязывать школьникам.
Действие «Санаториума» происходит «где-то в тропиках», действие странной пьесы «Не искушай» – в США. Это диалог мужчины и женщины (русской эмигрантки), едущих в автомобиле по Новой Англии. Сначала разговор идёт о том о сём, главным образом о музыке, в конце оказывается, что мужчина – гомосексуалист и педофил. На этом «пьеса» и заканчивается, диалог прекращается, потому что мужчина начинает слушать радиопередачу о самом для него интересном – о секс-меньшинствах. Это не единственное произведение, где действие происходит в США. Рассказ «Рита и её дети» повествует о какой-то нелепой русской эмигрантке (социально – искусствовед, профессорша), разведёнке (брак был неудачным, как почти все браки, описанные пером Петрушевской), у которой какие-то ненормальные отношения с родными и которая чуть-чуть не попалась в капкан проходимца Эдика.
Впрочем, нелепые женские судьбы, коварные и подлые мужья, ненормальные отношения с роднёй и хищные Эдики густо населяют и те страницы писательницы, которые посвящены жизни на Родине, в России. В рассказе «Испытательный срок, и всё» некая Лара (о ней сказано только, что она работала в газете), одинокая женщина с ребёнком, легко впускает к себе мужика-хама, который садится ей на шею, живёт за её счёт, в конце концов обворовывает её и уходит, сказав, что она «не выдержала испытательного срока». В конце рассказа в виде эрзаца хеппи-энда сообщается, что мужик-хам погиб в ДТП. Герой рассказа «С берега на берег» – искусствовед, мастер «отточенных монологов», который «мечтал о многом, готовился к великому поприщу и ничего не успел». Жил за счёт жены и её трудами. Ездил в зарубежные поездки за счёт друзей – как гонорар за свои «монологи». Нелепая жизнь и у семьи из рассказа «Бедная девочка»: жена вкалывает как бешеная, муж столь нежно обихаживает дочку, что у супруги возникают подозрения в его склонности к инцесту, однако ничего подобного вроде бы нет… И так далее и тому подобное. Даже киллер из «монолога» «Заказное убийство» (помещённого в раздел пьес) какой-то недотёпа.
Правда, встречаются в сборнике и опусы со счастливым концом. В рассказе «Ошибка планктона» скромненькая девушка «тридцати с гаком лет» внезапно встречает своего принца в самых неподходящих обстоятельствах, но это выглядит как-то искусственно. Возможно, конечно, я придираюсь к автору за его перекос в сторону нелепостей нашей жизни. Но перекос явно присутствует в книге, впрочем, как и во многих других книгах многих нынешних писателей и писательниц.