Вероника Крашенинникова,
политический аналитик, исследователь
Отношения между Москвой и президентом Трампом сейчас в поворотной точке. Осознав, что пять месяцев ожидания мира на Украине, каким он его видел и на что надеялся, не сбываются, президент США 14 июля дал Москве 50 дней, чтобы достичь прекращения огня. Две недели спустя оставил лишь «10–12 дней», это время почти истекло. Если конфликт продолжится, Трамп по¬обещал обложить страны, покупающие российские нефть и газ, в частности Индию и Китай, пошлинами в запретительных размерах.
На ультиматум по горячим следам ответил зампредседателя Совбеза РФ Д. Медведев. Ответ был довольно умеренный, учитывая стиль экс-президента РФ в последние годы. Ультиматум он назвал угрозой и шагом к войне не с кем-то, а с США, и в заключение предложил Трампу: «Не надо идти по стопам Сонного Джо!»
Получатель увидел пост. То ли сравнение с Сонным Джо подействовало, то ли ещё что-то, но Медведев услышал уничижительную оценку в свой адрес и совет «следить за своими словами» и не вступать «на очень опасную территорию!».
Далее президент США вывел перепалку из сферы риторики в область военную, приказав направить две атомные подлодки поближе к России – «на случай, если эти глупые и провокационные заявления окажутся не просто так».
Вряд ли одно это решение качественно усилит угрозы для РФ. Но обострился вопрос: последуют ли со стороны США другие шаги, будет ли рост эскалации? Публичная перебранка стала ответом на понятные попытки Москвы выигрывать время и решать объявленные и всем известные задачи СВО.
Трамп явно начинает терять терпение – и сам, и под давлением своей системы, именно уже своей, а не «глубинного государства». Очевидно, что, с точки зрения Вашингтона, при любой персоне в Белом доме суверенная Россия, отстаивающая свои интересы, может рассчитывать только на статус противника.
О чём в такой ситуации можно договориться с Трампом? По Украине – мир нужен ему ради собственного эго и личной коллекции «мирных сделок», вероятно, ради Нобелевской премии. Однако с целями Москвы – устранение первопричин конфликта – это не совпадает.
По другим вопросам полезно посмотреть на примеры, как Трамп «поладил» по торговле с Китаем и Европой: Китай был вынужден согласиться на пошлины в 30% на свои товары для США в обмен лишь на 10% за американский импорт, Европа соответственно 15% – ноль. То есть «поладить» можно за 15–20% прибыли в пользу США, и это при крупнейших объёмах рынков и нормальных отношениях ранее.
Автор колонки с момента появления Трампа на политической арене десять лет назад предостерегала от иллюзий – и по части его намерения «ладить» с Россией, и по части его способности действовать вопреки системе. Каким бы ни было его личное отношение к Москве, оно не изменит коренные, непреходящие интересы американского капитала. Но выигранное время дало России некоторые шансы.
Конфликт на Украине, при всей глубочайшей трагичности, может оказаться лишь первой стадией гораздо более масштабной войны. Один из самых ценных выводов, сделанных человечеством за века тяжёлой истории, таков: лучшая война – та, что не состоялась. Но для этого нужна особая государственная мудрость всех главных акторов.