Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 августа 2024 г.
  4. № 30 (6944) (31.07.2024)
Культура

«Лучше быть реалистом, чем импрессионистом»

Почему? Об этом «ЛГ» расспросила известного российского художника Семёна Кожина

02 августа 2024

За творчеством художника Семёна Кожина наша газета следит уже два десятилетия. Повод для очередной встречи — его большая выставка.

– Свою недавнюю выставку вы назвали «Семён Кожин. Попутный ветер». Трудно ли сегодня художнику поймать его?

– На выставке было представлено 250 картин. Большую часть составили этюды, выполненные с натуры; многие я никогда прежде не выставлял. Для меня попутный ветер – символ вдохновения. И то и другое возникает так же внезапно, как и исчезает. Предсказать их невозможно. И сама выставка стала тому подтверждением. Изначально мы готовили проект, посвящённый авторскому праву, – не столько с художественным, сколько с юридическим уклоном. Предполагалось выставить картины и связанные с ними подлинные документы по защите авторских прав, страхованию, экспертизе, документообороту и т.д. Опыт по этой части у меня достаточно солидный. Защита авторских прав, страхование, логистика – проблемы сегодня для художника особенно острые. Репродукции твоих картин используют без указания авторства. Пропавшие работы могут предложить выкупить на аукционе. Европейская, да и американская практика такова, что похищенные картины получают другие названия, несколько раз «прокручиваются» через публичные аукционы, и потом даже при наличии квалифицированного юриста крайне сложно доказать, что они вообще тебе когда-то принадлежали. И, к сожалению, даже выигранный тобою суд не гарантирует, что принятое им решение будет исполнено. Одним словом, если не умеешь извлекать уроки из негативного опыта, количество грабель, попадающихся на пути, растёт в геометрической прогрессии.

– Неужели хотелось поделиться только негативным опытом?

– Нет, конечно. У меня есть очень плодотворный опыт привлечения меценатов и работы с музеями. Просить о помощи – это психологический порог, который многие перешагнуть не могут, словно они нищие, молящие о милостыне. Деловые люди видят ситуацию иначе – у тебя есть нечто ценное, во что они могут вложить средства. Вот они и оценивают твой потенциал и возможные риски.

– Творчество – стезя ненадёжная. Не жалеете, что выбрали этот путь?

– Знаю коллег, прекративших заниматься творчеством. Для него помимо способностей нужна внутренняя ответственность. Тренировать её очень хорошо помогает общение с серьёзными бизнесменами: они знают – никакое начинание не развивается по прямой, спады и подъёмы неизбежны. Кто-то проходит через банкротство, бывает, что и не по одному разу, и снова начинает всё сначала. Только умение всё тщательно обдумать, взвесить и подготовить даёт возможность довести задуманное до конца, будь то издание книги или организация выставки. В этом смысле художник должен быть скорее реалистом, чем «импрессионистом».

– Творческая натура должна быть практичной?

– На мой взгляд – да. Составить бизнес-план, продумать стратегию разговора с меценатами и спонсорами – мозги работают в другом режиме, чем когда ты занимаешься творчеством. Такая двойственность, как правило, является свойством характера.

– В итоге выставка получилась совершенно иной. Упустили попутный ветер?

– Если что-то не случается – значит, не время. А ветер был пойман на другом галсе. Я люблю этюды. Мне нравится прислушиваться к настроению окружающего ландшафта. Впечатления, которые он тебе дарит – невзирая на ветер, дождь или замерзающие при минус двадцати краски, – как правило, гораздо сильнее тех, что возникают в мастерской. И зрителям они передаются более чётко. Иногда они даже говорят о картине моими словами.

– Ваши работы были представлены во многих зарубежных галереях – Singulart, Saatchi Art, Artfinder, Fine Art America. Надо думать, что и вас западные санкции не миновали?

– Да, из галерей меня, как и многих моих коллег, попросили на выход. Причём очень оперативно – в течение двух-трёх недель после начала СВО. Работы сняли с аукционов, закрыли потенциальным покупателям доступ к картинам. Где-то в весьма резкой форме, где-то деликатно написали – «до лучших времён». Некоторые говорили прямым текстом: покинете страну – мы вас тут же разблокируем. Причём санкции коснулись и художников, давно живущих за границей с тех самых пор, когда быть гражданином мира считалось в порядке вещей, но зарегистрированных в зарубежных галереях по российским паспортам. Ситуация, конечно, непростая. Галерея Saatchi Art так до сих пор меня и не разблокировала. Artfinder вежливо предупредила, что художники из России отныне ограничены в правах, то есть лишены рекламных возможностей на этой платформе. В Singulart ввели для всех художников платную подписку, причём весьма недешёвую. В тучные годы эта крупная IT-компания открыла виртуальную галерею на прибыль от основного бизнеса, привлекая художников выгодными условиями сотрудничества, в том числе и за счёт отлично налаженной целевой рекламы с использованием ИИ. Фактически они были посредниками между художником и коллекционером. Времена изменились, средства иссякли, но привычка жить хорошо осталась. Теперь они пытаются обеспечить её за счёт художников.

– Мрачноватая картина вырисовывается…

– Но не безнадёжная. Галереи пытаются хотя бы сохранить диалог с российскими художниками, искать какие-то выходы при всей нестабильности ситуации. Арт-бизнес, как и любой другой, ищет способы минимизирования ущерба от антироссийских санкций. Вычеркнуть из мирового контекста российское искусство – не только классическое, но и современное – затея заведомо провальная. Постепенно это понимает всё большее количество людей. Есть у меня работа под названием «Новый Альбион. Судно Френсиса Дрейка «Золотая лань». Знаменитый галеон, совершивший вторую в истории кругосветку, я писал на фоне коктебельских скал. Пять американских писателей обращались ко мне с просьбой предоставить репродукцию для обложек своих книг. Они знали, где написана картина и откуда родом художник, но это их нисколько не смущало.

– Усложнились ли правила вывоза картин за рубеж?

– Этого потребовала политическая ситуация. Конфликты, возникавшие вокруг российских выставок на Западе, привели к введению ответных мер. Государство более жёстко стало требовать от принимающей стороны гарантий возврата произведений искусства и оплаты страховки. А вывоз из страны на временные выставки произведений, имеющих статус культурной ценности, вообще приостановлен.

– Ваши картины за рубежом есть не только в частных собраниях, но и, к примеру, в коллекции, принадлежавшей Елизавете II. Не задумывались о том, как могла сложиться их судьба?

– Интересный вопрос. Собранием британского королевского дома – в нём только живописных полотен почти восемь тысяч – управляют специально назначаемые директора. Их сотрудники вполне могли проверить каталоги на предмет «неблагонадёжности» и отправить «неправильные» картины в запасники или продать на аукционе. Но возможно, что королевская коллекция, как жена Цезаря, вне подозрений. Есть моя работа и в коллекции Совета Европы: 24 февраля 2016 года «Вид на Пушкинскую площадь – Новый год» была подарена Российской Федерацией Совету Европы. Хотел бы я знать, что с ней стало…

– Кто эти люди, покупающие произведения искусства?

– Если речь о коллекционерах, то ими движет неукротимая страсть. Остальные приобретают произведения, которые дополняют их картину мира. Человек покупает картину, реагируя на эмоцию, которую она в нём рождает. А это возможно только в случае, если он и художник – единомышленники. Язык искусства интернационален. Он не нуждается в переводе, потому что обращён непосредственно к душе.

Новый Альбион. Судно Френсиса Дрейка «Золотая лань»

– В последнее время и в профессиональном сообществе, и в обществе в целом наблюдается устойчивый интерес к произведениям советских художников. С чем, по-вашему, связан такой поворот?

– Долгие годы соцреализм привычно ругали за так называемую лакировку действительности. Но на самом деле это направление отнюдь не исчерпывалось одним лишь «официозом». Мне кажется, ситуация вокруг советского искусства – это движение по спирали вверх, на новый уровень восприятия. С одной стороны – это стремление мысленно окунуться в эпоху, когда жизнь была куда стабильнее. Но это – на поверхности. В действительности всё гораздо глубже. Возможно, это желание снова вернуться к чёткой системе координат «добро – зло», «созидание – разрушение», «свет – тьма».


Тэги: Интервью
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Под куполом… к мечте

    31.05.2025
  • Михаил Любимов: «Я уже давно не верю в то, что человек произошёл от обезьяны»

    28.05.2025
  • Цель – победный мир

    22.05.2025
  • Без границ

    22.05.2025
  • Русских хотели обречь на вымирание

    07.05.2025
  • Месть уходящих

  • Глеб Бобров: «Русские России сражаются с обманутыми русскими Украины»

  • Кирилл Крок: «Я знаю Анатолия Шульева как строителя театра, а не разрушителя»

  • Новое в традициях

  • Двадцать лет назад они нами восхищались

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS