Перейти к содержанию
  Пятница 29 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    17 марта 2021 г.
Искусство

Луна Саломеи

Опера Рихарда Штрауса на сцене Большого театра
Лаврова Людмила Лаврова Людмила — 17 марта 2021
Саломея – Асмик Григорян (в центре). Саломея в детстве – Наталья Кондратова, Ульяна Уткина, Полина Лазарева, Виктория Попугаева, Елизавета Литвинова, Елизавета Мюйр

Говорят: что-то значительное и важное происходит раз в 100 лет, что подтвердил спектакль Большого театра, и это была новая постановка дерзкой оперы Рихарда Штрауса «Саломея». Ранее Большой ставил её около века назад.

Что весьма необычно для российских театров, «Саломея» стала совместной постановкой Большого и Метрополитен-оперы, которая к ужасу не только нью-йоркских меломанов из-за пандемии закрыта уже год и когда откроется, вряд ли кому известно. А Метрополитен-опера любит масштабные постановки с блистательными солистами. Так что можно было надеяться на сильный спектакль, и надежды оправдались сполна. Режиссёр-постановщик новейшей «Саломеи» – Клаус Гут, дирижёр-постановщик – Туган Сохиев, сценограф – Этьен Плюсс, художник по костюмам – Урсула Кудрна.

Библейский рассказ о царствовании правителя Галилеи и Переи Ирода Антипы, в котором запечатлелись многочисленные преступления Ирода – изгнание супруги, обман брата, кровосмесительный брак со своей племянницей Иродиадой, патологическая страсть к юной падчерице Саломее, вдохновил Густава Флобера на создание повести «Иродиада». А «Иродиада», в свою очередь, послужила тому, что впечатлённый ею Оскар Уайльд создал одноактную драму «Саломея» для знаменитой трагической актрисы Сары Бернар. Пьесу, прошедшую по европейским сценам со скандальным успехом, Рихард Штраус увидел в 1903 году. А в декабре 1905 года в Королевской опере Дрездена состоялась премьера «Саломеи» по либретто Уайльда, несмотря на то, что певцы объявили её неисполнимым и безнравственным произведением.

В России «Саломею» не позволял ставить Священный синод. Только после Октябрьской революции 1917 года она добралась до бывших императорских театров: в 1924 году её показали в Мариинском театре, в 1925-м – в Большом. Но потом «Саломею» окрестили безнравственной оперой, и она надолго исчезла из репертуара советских театров. А после Великой Отечественной войны 1941– 1945 годов в неофициальном недопуске «Саломеи» на советские сцены сыграл свою роль факт благополучной жизни Штрауса в Третьем рейхе.

В 1995 году Валерий Гергиев вернул «Саломею» на сцену Мариинского театра, затем к ней обратилась московская «Новая опера». И вот теперь – Большой театр.

Начинается спектакль с того, что на авансцене сидит маленькая белокурая девочка дошкольного возраста и под треньканье музыкальной шкатулки очень нервно теребит куклу. Затем вдруг начинает яростно отрывать ей руки, а мгновением позже с остервенением, нехарактерным для ребёнка, бешено колотит куклу о пол сцены. Девочка исчезает, открывается занавес, и перед нами во всей роскоши предстаёт дворец царя Ирода. Интерьеры решены в чёрно-серо-белых тонах, тех же цветов костюмы действующих лиц и предметы реквизита. Разве что плюшевый мишка Саломеи, как и положено ему, – буро-бежевый. Саломей в спектакле целых семь – «главная», самая старшая Саломея (Анн Петерсен), которая исполняет вокальную партию своей героини, и шесть маленьких Саломей, представляющих её в разных возрастах, примерно от 6 до 14 лет. Все остальные Саломеи – с одинаковыми белокурыми кудряшками до плеч и одеты одинаково – в платьица типа школьных. «Старшая» Саломея – преимущественно в белом платье простого кроя. Эта режиссёрская находка особенно удачно воплотилась в одной из кульминационных сцен оперы – танце семи покрывал. Его танцевала не Саломея-певица и не приглашённая балерина, а эти девочки-Саломеечки, каждая – своё «покрывало». И даже не столько танцевали, сколько выполняли отдельные хореографические элементы, как бы на уроке: одна старается держать балетную осанку, вторая садится на шпагат и т.п. Чем старше девочка-Саломея, тем сложнее её танцевальный элемент. А руководит этими танцами некий тип с козлиной головой, вероятно, двойник царя Ирода, указкой повелевая девочкам делать то или это, пока «старшая» Саломея не отберёт у него эту указку и не обратит её против «козла».

Чёрно-серо-белую гамму спектакля «нарушают» яркооранжевый костюм Иродиады (Анна Мария Кьюри) и её оранжевый парик. Иродиада вроде как служит неким уравновешивающим «элементом» в трагическом круговороте жизни Саломеи. Но в таком случае странен её бьющий в глаза цветовой образ, хотя и смотрится на сцене красиво.

Огромный оркестр (партитура рассчитана на 110 участников) под руководством Тугана Сохиева не подавлял солистов, а подчёркивал их вокал, в чём проявилась большая заслуга дирижёра. Даже небольшой голос Анн Петерсен был прекрасно слышен на протяжении всего спектакля, а Саломея практически не уходит со сцены. В первом составе Саломею блистательно исполнила А. Григорян. И вообще, все солисты звучали великолепно, их голоса были «выделаны» под эту оперу. Туган Сохиев рассказывал: «Когда смотришь в партитуру, то думаешь: «Господи, а как же певцов будет слышно?» Оказывается, всё прекрасно слышно, если делать точно, как написал композитор, исполнять все нюансы. Если у гобоя написано mezzo piano, а у английского рожка – fortissimo, значит, так и должно быть, хотя исполнители сидят рядом друг с другом. Значит, Штраусу это важно».

Режиссура Гута не только подчеркнула острые психологические аспекты оперы, но и продемонстрировала технические возможности послеремонтной сцены Большого театра. Когда Саломея спускается в подвал-темницу, где сидит прикованный цепями Иоканаан (Оливер Цварг), то вся надземная часть роскошного и огромного дворца Ирода поднимается куда-то в бездонные небеса колосников, а на сцене появляется просторный подвал с высокими потолками. Подвал весь выбелен так же, как и тело пророка. Или эта выбеленность – библейская соль? Маленькая девочка Саломея держит на подносе отрубленную голову Иоканаана, а «старшая» Саломея припадает к окровавленной шее Иоканаана и безумно целует её, смакуя свои поцелуи.

Не в силах вынести отвратительной сцены целования Саломеей губ на отрубленной голове Иоканаана (а в спектакле – окровавленной шеи), Ирод (Винсент Вольфштайнер) приказывает убить принцессу. И тут же умирает сам. Однако в постановке Большого театра режиссёр не убивает Саломею, а позволяет ей уйти в другой мир, необязательно загробный – в некой дымке она уходит по направлению к Луне, а за ней – её мать Иродиада.

Интересно, встретили ли их там американские астронавты?

Людмила Лаврова


Людмила Лаврова
163

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Создать будущее сейчас

07.09.2022

Дотронуться сердцем

17.08.2022

«Аида» как связь времён

27.07.2022

Визитная карточка праздника

29.06.2022

«Снежинки» для примадонны

18.05.2022

Автобус для Мазепы

40 голосов

Псевдомастер из N-ского морга

32 голосов

Четыре смерти, которых могло не быть

32 голосов

«Вот как поет, что сердце замирает…»

28 голосов

Снова сказкой позабавим

27 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты