Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 октября 2021 г.
Литература

Лёгкое слово из тяжёлых букв

Исполнилось 90 лет со дня рождения Глеба Горбовского

05 октября 2021
Глеб Горбовский сумел сохранить себя как никто. Такого попробуй перевоспитай!

Поэтам положено летать – а Глеб Горбовский взвалил на себя всю тяжесть жизни. Взлететь пустым шариком – легко, а вот выдернуть застрявший в грязи грузовик – подвиг. И каждый тут выберет своё.

Вначале Глеб вроде не выбирал: бездомное послевоенное детство навалилось само. Но потом уже жил сам, по своему нраву. В 1959 году, в 28 лет, он оказался на каторжном Магадане, прибыв туда добровольно, – и сразу пошли тяжёлые, трагические строки, без какой-либо «молодёжной бодрости»:

Кто бы видел,
            как мы с ней прощались,
На её лице кипели слёзы.
На вокзале дискантом кричали
Маленькие злые паровозы.

И это не юношеская меланхолия – то была выбранная им реальность, именно такую жизнь он считал достойной. «Я серьёзен. Я – камень. Я всё перетрогал и взвесил. / И всего тяжелее – раздетое сердце моё!» – написал он в самом начале своего пути. При этом выбранную им жизнь встречал не с унынием, скорее с лихостью беспризорника.

Я лежу на лужайке –
На асфальте, в берете.
Рядом вкусные гайки
Лижут умные дети.
Я лежу конструктивный,
Я лежу мозговитый,
Не банальный, спортивный,
С чёрной оспой привитой.

Все, конечно, распознали его талант и учили уму: мол, соображай, что к чему! Окстись маленько! Но он у них учиться не стал и выбрал – своё.

Не напрасно, не случайно
Жизнь моя – необычайна!
Не напрасно плоть трещала,
Отлетали пальцы прочь!
Плоть трещала, как мочало,
Но молчала, словно ночь!

Плоть терпела, прикованная к земле, но дух его был свободен. А ещё считается, что вся литература советской поры была «ручной», точнее – «приручённой». А как же тогда поэт Горбовский Глеб?

Да, отрубил себе пальцы, чтобы показать: «Ничего не боюсь!» И так и жил. Сколько штук отрубил? Я почему-то помню лишь один обрубок, наверное, потому, что именно им он постоянно пронзал пространство, читая стихи, чтобы лучше «входили». Путь его был опасен, но ему подходил и сделал ему имя. С форсом бесстрашного забулдыги к славе придёшь быстрее, чем, скажем, сидя в университете пять лет, хотя и там напевали: «Я из пивной иду, я никого не жду, я навсегда побил свой жизненный рекорд!» – и становились смелее. Герои его, да и он сам, выбирали всегда крутые маршруты.

Я режу ели на болванки.
На ароматные куски,
Я пью Амур посредством банки
Из-под томата и трески!

...Тряся кровать, хрипя и воя,
Я сплю в брезентовом дворце,
Я сплю, как дерево большое,
С зелёным шумом на лице.

Он был в самой гуще реальной жизни, с героями, в те годы не допущенными на страницы, – однако именно они рубили лес и рыли котлованы для будущих строек. На этих людях держалась страна, и их поэтом стал Глеб Горбовский. Это и была его Родина, причём настоящая. А малой родиной Глеба был Васильевский остров, в частности так называемый Литейный двор Академии художеств, где трудились и отдыхали художники, радостно принимая там и других «мастеров культуры», впрочем, не всех, а больше таких, как Глеб. Да, была и тогда «могучая кучка», ленинградский литературный шик. Но именно Глеб, ещё с беспризорного послевоенного детства полюбивший простор, стал поэтом не только лишь ленинградским, а всероссийским.

Я шёл и шёл.
            Меня теряла мама
И находила Родина моя!

Наверное, для этого и надо было потеряться, а не сидеть у мамочки на руках до пенсии, как некоторые. А он сразу стал одним из лучших поэтов современности. При этом яростно отрицал казённую литературу, в том числе и патриотическую, и «официальные лица» от него шарахались. Слово из официального лексикона могло вырваться из его груди разве что с каким-то «довеском». А ценил – грязь, как наилучший материал, и, слушая стихи молодых поэтов, тряс изувеченными пальцами: «Грязцы надо! Грязцы!» Но где ж её взять, сидючи дома? А избегал он как раз благопристойности, нормативности. Там, где изнашивали язык банальностями, – там Глеба точно не могло быть. Бессмысленную утечку слов, занимавшую, увы, большую часть жизни, он ненавидел больше всего. И сумел создать себе репутацию человека опасного, к которому с глупостями лучше не приставать. Однажды, когда в Доме творчества в Комарове проходила какая-то конференция и за Глебом в его хибарку послали какого-то новичка на велосипеде (опытный человек не поехал бы), Глеб встретил гонца такими словами: «Чтобы у тебя велосипед во лбу вырос!» Признавал только образы – и гениальные строки: «Встречая людей, ощутив суету, / бесстрашно, как древо, молчать в высоту». Правда, молчал Глеб не всегда. Чаще – «прикладывал». Но именно в его шершавой, колючей оболочке и смогла выжить нежная душа – другую, менее прочную скорлупу, походя раздавили бы, даже не заметив. А так – самые нежные строки своего времени написал он:

Превратиться в мелкий дождик,
Зарядить на много дней
И на город толстокожий
Тихо падать средь огней.
Или трогать гриву леса,
Еле листья шевеля,
Или нежностью небесной
Гладить сонные поля.
Слиться с речкой безымянной.
Целовать людей. Устать.
А потом в рассвет туманный
Поредеть – и перестать.

Это из первой настоящей, неизуродованной книги Горбовского «Тишина», вышедшей с большим опозданием. Опоздали, впрочем, «они», а не он. Он-то работал всегда, несмотря ни на что.

Ранний Горбовский, средний Горбовский, поздний Горбовский. Изменения были, но на девяносто процентов он себя сохранил – как, пожалуй, больше никто. Такого попробуй перевоспитай!

Менялся он сам. Условно говоря, средний Горбовский не пил, писал прозу, вовсе не худую, и даже получил за неё Государственную премию. Вкусил! Сочинял и стихи, ставшие песнями, сам Соловьёв-Седой обожал его, привечал. Вполне достойная жизнь!

Так почему же поздний Горбовский нравом пошёл... не в среднего, а в раннего? Толчком, наверное, послужили перемены девяностых, когда рушилось всё. Помню Горбовского на трибуне – такое было, кажется, в первый и уж точно в последний раз. «Прощайте, коллеги!» – с горькой усмешкой произнёс. И – исчез средний Горбовский. И появился – ранний. Он же – поздний, трагический и прекрасный.

Но – пошли перемены к лучшему! Которые Горбовского почему-то бесили. «Прозектор перестройки!» – изрёк он, глядя по телевизору «Прожектор перестройки». Ну прямо не угодишь ему!.. Да. Такому – не угодишь! «Но как же? За что же мы боремся? Давайте. Горбовского на телевидение пригласим!» – «Давайте!» И пригласили. Ну послушали, конечно! «А можно другое чуть-чуть?.. Замечательно! Но есть одно место –нельзя ли.» – «Понятно, – мрачно произнёс Глеб. – А можно я тогда просто. Блока прочту?» – «Блока? Ну что ж. Блока и в школе учат. Давайте!» Заработали телекамеры – и Глеб выдал (цитирую только часть):

Ты будешь доволен
                        собой и женой,
Своей конституцией куцей,
А вот у поэта –
            всемирный запой –
И мало ему конституций!

Начальники обалдели. «Как – Блок? Не ожидали от него!» А Глеба в эфир так и не пропустили. Хотя все обожали его – именно за то, за что не пропустили. Настоящее полное издание Горбовского, без купюр, осуществила лишь Лидия Гладкая. «Моя первая и четвёртая жена!» – так приласкал её Глеб на своём юбилее. Только с горькой иронией (и часто в свой адрес) он и говорил в последние годы. «Какая я «Покаянная головушка»? Но, представляешь, чуть книгу так не назвал! «Окаянная» – вот это правильно!» С таким названием книга и вышла. Потом, помню, на юбилее выступал его лучший друг и главный соперник на Олимпе Андрей Битов. Сказал, что из тяжёлых букв «ГЛЕБ ГОРБОВСКИЙ» он сложил лёгкое слово – «СОЛОВЕЙ».

Пятый том собрания сочинений Горбовского издан Лидией Гладкой в 2013-м. Гений? Конечно. А вот чтобы издать – тут трудности. Глеб работал над томом серьёзно и с благодарностью. В написанном им предисловии многих благодарит и жалеет лишь о том, что не удалось включить детские стихи. Пожалуйста. Включаю в статью. Наизусть помню, как и многое его:

Лежит налим, как палка, –
его, конечно, жалко...
Лежит лобастая кефаль, –
её, конечно, тоже жаль...
Разрежут рыбу, раскроят,
поджарят рыбу и съедят.
Конечно, это грустно,
но до чего же вкусно!

Конечно, грустно. Но как написано!

Валерий Попов, Санкт-Петербург


Тэги: Классики Валерий Попов
Обсудить в группе Telegram

Валерий Попов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Прибавить год жизни

    07.04.2025
  • Истина чувств, точность мыслей

    20.03.2025
  • Гул языка

    13.03.2025
  • Русский «король смеха»

    12.03.2025
  • Неизвестные стороны таланта

    26.02.2025
  • По направлению к Лескову

    711 голосов
  • Учебник стоицизма

    57 голосов
  • Величие замысла

    45 голосов
  • Пора прислушаться

    42 голосов
  • Сколько в нас Некрасова осталось?

    40 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS