Таким образом в Новосибирской области ежегодно несколько сотен авторов получают средства на издание произведений, содержание которых, мягко говоря, далеко от блестящих заявок. За выданные гранты надо отчитаться теми же бухгалтерскими бумажками. И потом – никакого спроса за «качество» растиражированного окололитературного безобразия.
Вот очередной грантовский том – сборник самодеятельных (хочется сразу поправить – самонадеянных) поэтов Карасукского района Новосибирской области «Родники». Благое дело для провинции – заниматься стихосложением (а не водку пить) под руководством грамотного руководителя – путеводителя по тайнам ритмической текстовой стихии. Но у руководителя – В. Шуляка – литературного образования нет. Ему самому требуется поднять веки на тот стихийный стиховой шабаш, устраиваемый подопечными на посиделках литобъединения. Почему посиделки? Да потому, что, как заметила одна из участниц Ю. Парафейник в оде на 15-летние «Родника», здесь занимаются кто чем:
Может, басню наконец
Прочтёт Гена Иванец.
Оля нам про сон расскажет,
Лёша песенку споёт…
Темы, обрисованные авторами, для села традиционны. Это малая родина, виды из окна, времена года на улице, Новый год и разные юбилеи, любовь-морковь, а также политика. Интересно, что в Карасуке стихи пишут уже династиями, передавая, как по наследству, эстафетную палочку Мельпомены от отца к сыну и далее. Династиями поэтов могут похвастаться семьи Набатовых, Шестопаловых, Шуст. Поэтические просчёты и ошибки в ритме и рифмах также кочуют из поколения в поколение. А. Шестопалов написал:
…в мыслях наших, в мускулах
– не скроем –
Мужество погибших на войне, –
что осмыслению не подлежит, так как понятие «мужество» соотносится с мозговой деятельностью, а не с мышечной работой бицепсов и трицепсов. Примерно так же ошибается его сын В. Шестопалов, описывая неизвестного солдата, у которого «разыгралась, кипит его кровь с молоком».
Конечно, такая деликатная тема, как Великая Отечественная война, требует чуткого отношения к деталям, верного поэтического прицела, точности чувств. Вот бывший участковый Н. Руденок в стихе «Тридцатьчетвёрка» описал, как в танке рвётся боезапас, но боевая машина продолжает «утюжить вражеский окоп», что выглядит героически, но совсем неправдоподобно. Т. Рабич говорит о победе, к которой «протоптана тропа / из мук, крови и из костей солдатов» (!). Л. Гужеля упоминает о ветеранах, «кто в 45-ю вошёл весну» (?). То есть в весну 1945 года?
В идеологическом плане право было руководство районным образованием, не рекомендовавшее школам изучать сборник «Родники» на уроках литературы, а также на внеклассном чтении. Поскольку многие авторы поэтизируют пьянство. Упоминавшиеся Ю. Парафейник и В. Шестопалов залихватски отписывают: «кто хлебнёт больше глоток, / выдаст нам стихов поток» и «хлеб жуём и водку пьём». Тракториста Д. Переверзова, естественно, «тянет немного к недетским напиткам», и вот вскоре перед ним «мелькают рожи, морды, хари, лица», что заканчивается «проклятием». Поэт-сучкоруб Э. Прохоров, поминая душу, понимает, чего она хочет в минуты «Осенней хандры»: «…покоя хочет, всласть напиться просит, как свинья». По аналогичному русскому рецепту С. Назаров лечит в стихах тоску вином. Поэтому в его «Посвящении женщинам» поэтическая строка «некрасивых женщин не бывает» автоматически заканчивается подразумевающимся противопоставлением с союзом «а»: «а бывает мало водки».
Не избежали карасукские поэты и плагиата. Н. Кузькина: «У самовара я и моя Маша», «Солнце красит нежным светом». Н. Вершинина: «Не отрекаются, любя». С. Назаров: «Призрачно всё в этом мире запутанном». Э. Прохоров: «Горит свечи огарочек». Н. Самойлова: «Лето – это маленькая жизнь».
Много в самодеятельной поэзии запахов или миазмов, что связано с издержками тяжёлого крестьянского труда. Так, «горький кизячий дымок» воспевает Д. Переверзов, который при написании стихов выделяет влагу:
Возьмёшь хрустящий лист бумаги,
Какой получше карандаш,
Набравшись творческой отваги,
Напишешь так – вспотеешь аж!
У поэтессы Г. Обуховой-Глуходед потеет весь район («трудов здесь, да и пота немало пролилось») и мать-Родина, которая «родила… нас в поту ради себя».
Стихи о любимом городе тоже не лишены причудливых метаморфоз. У Т. Рябич «мозг за город улетает», а у О. Сеньковой город, наоборот, рождается «в сплетении рук».
Отдельного разговора заслуживает окказиональная лексика, рассыпанная по сборнику там и сям. Чего стоят подобные перлы: «лунявая ночь», «болят грудь и зад», «кипа слов едучих», «шаг мне чудится мышиный», «живут кошка, собака и всякая бяка», «мысль ретиво скакала», «люблю среди берёз играть в любовь», «юность свою грел в пальто», «концерт маэстро начал с ля ми жор».
Закончить карасукский разбор можно показательной цитатой пера составителя сборника В. Шуляка, написавшего по поводу «Новаций в медицине» запоминающиеся строки без всякого оформления диалога:
Доктор, доктор, я болею.
Верю, бабушка, вам верю.
Сорок тысяч – и хорош.
Выведу любую вошь.
Этой дорогой услугой можно пренебречь. Чтобы избавиться от литературного педикулёза, достаточно лишь частого гребешка. А вот какова цена излечения литераторов-любителей, подсевших на халяву?
Александр АГАЛАКОВ, НОВОСИБИРСК