Бывшая солистка «Блестящих» учит
Недавно в очередной раз услышала, как бывшая солистка из группы «Блестящие» Юлия Ковальчук отказывается поверить, что ребёнок может любить классическую музыку. Казалось бы, чего я ждала: где Ковальчук и где классика? Но сия певица («певица ртом», как ехидничает русский Интернет) ведёт программу «Мы талантливы», и не где-то там, а на «Детском радио» – единственной в России радиостанции детского вещания. К ней в эфир приходят талантливые ребячьи коллективы, нередко лауреаты международных конкурсов. И не все эти дети присягнули лёгкой современной музыке. Довольно часто к Ковальчук приходят ансамбли, исполняющие классику и народные песни. «Ну а для души-то что вы слушаете? Что вы на самом деле любите?» – допытывается бывшая «блестящая». И когда слышит застенчивый ответ «мне на самом деле нравится наша музыка, я классику слушаю» – поп-певицу подбрасывает от недоброкачественных эмоций: «Да ладно! Это же работа! А для души, для души-то что? Не притворяйся! Скажи, что любишь? Джастина Бибера? Бритни Спирс? Ну скажи, не стесняйся!» Певица отказывается спокойно принять факт, что ребёнок может получать искреннее удовольствие от народной или классической музыки. Бывает, ей удаётся всё же вытянуть из детей признание, что да, не только классика, но и Майкл Джексон им тоже нравится. «Ну вот, – заключает тогда Ковальчук с самодовольной интонацией – «я же говорила», – значит, всё-таки Майкла Джексона любишь!»
Некоторые дети от такого экспансивного недоверия просто замолкают, а если кто-то осмеливается настаивать на своём, Ковальчук, пользуясь правом ведущей, лицемерно закрывает тему: «Ну прекрасно, если так. Главное, чтобы ты был честен с самим собой». Такое хитренькое подмигивание «ну, ладно, можешь не говорить правду, главное, про себя знай, что мы тебе не поверили». Ковальчук привыкла так себя вести даже со взрослыми: недавно она, услышав, что кто-то из руководителей детского хора в свободное время любит ходить в музеи, выдала такую реплику: «Ну надо же, наконец-то я увидела женщину, которая любит ходить в музей!» Какой интересный внутренний мир: для души в нём – дискотека, а классика и музеи – притворство или чудачество! Однако очень жаль, что особенности этого своего блестящего внутреннего мира Ковальчук навязывает детям.
А ведь так всё прекрасно начиналось. Четыре года назад по «Детскому радио» можно было услышать песни из нашего детства: «Ветер перемен», «Носики-курносики», «Цветные сны» и многие другие. Эти песни новорождённое радио сделало приманкой, маячками, к которым устремились родители, охваченные ностальгией. Теперь аудитория в кармане, дети к радио привыкли, и можно не притворяться: советские детские песни звучат в эфире куда реже. Зато стали обычными совсем другие тексты. Вот, например, такой:
Папа, папа –
брюки, галстук, шляпа.
Папа, папа, ты такой один.
Папа, папа, с детского этапа
До глубокой юности
ты необходим.
От зубодробительной кондовости этой песни (!) бросает в дрожь: получается, умственной банальности и канцеляриту мы учим детей с младых ногтей, с детского, что называется, этапа. И, кстати, папа может не надеяться, что по окончании «глубокой юности» (это, видимо, когда дитя само начнёт неплохо зарабатывать) он всё ещё будет необходим.
Мораль в новых детских песнях – это вообще нечто особенное:
По бара-бара-бара-барабану
Стучать я точно не устану!
И пусть зовут соседи маму,
А мне по бара-барабану!
Можно не сомневаться: чувства родных и соседей этому юному дарованию и впрямь по барабану. Новые песни, которые так энергично продвигает «Детское радио», с лёгкостью позволяют сделать вывод, какие ценности в почёте у их авторов. Ни в коем случае не учёба, нет. В школу ходят, чтобы «все новости узнать» или «наряды показать», а если и занимаются, то не ради знаний, а ради оценок («Женя по предметам по всем имеет пять, зато из-за оценок ей некогда гулять»). Эта циничная мысль сродни суждениям Юлии Ковальчук: вброс «любишь классику – притворщик» вполне равноценен отговорке «усердно занимаешься – зубрила».
Недавно мне уже довелось услышать в эфире «Детского радио» не песню, а прямую рекомендацию зубрить, чтобы получать хорошие оценки. Помнится, это была программа «Неигрушка» – странная передача, куда звонят дети с проблемами, чтобы получить совет и душевную поддержку добрых тёть с дипломом психолога. С одной стороны, прямо осудить эту передачу язык не повернётся: должно же быть место, куда ребёнок, которому не с кем поговорить, может обратиться за помощью, и не все дети знают телефон доверия. С другой стороны, совет и поддержка зачастую оборачиваются таким фарсом в прямом эфире, что смеяться нельзя только потому, что говорит ребёнок, и ему, правда, плохо. «Меня в школе никто не любит, – жалуется ребёнок. – Одноклассники не хотят со мной дружить, учителя обижают меня, ставят несправедливые оценки». «Ты, наверное, очень скованный, – отвечают добрые тёти. – Будь более смелым, раскованным. Будь позитивным. Удачи тебе! У тебя всё получится! Ты лучший!» Вот такая рекомендация. Не припомню, чтобы слышала совет обсудить подобную ситуацию с родителями или даже, в крайнем случае, вовсе сменить школу. Потому что (вы не знали этого, добрые психологи?) иногда в бедах ребёнка виноват не только он сам, но и его окружение.
«Ты лучший!» – обычный призыв «Детского радио». «Мы самые лучшие!» – утверждает одна из его наиболее навязчивых песен. Позвольте, но почему вы решили, что вы лучшие? А если уже все самые лучшие – то кто тогда не лучший? С кем сравнивать? К чему стремиться? К тому, чтобы быть всегда весёлым и «позитивным»? Но так же не бывает.
Всё это проходит на фоне некоторых очень хороших передач («Радиотеатр Цветной», «Развиваемся вместе», «АБВГДейка»). Более того: и умные, добрые песни, и классика звучат в эфире «Детского радио» – есть даже передача «Музыка большая-пребольшая». Нет только одного: внятной позиции радиостанции. Но чем дальше, тем больше складывается впечатление, что развивающие передачи ставят в сетку, чтобы можно было показать: смотрите, они есть. А общая интонация – залихватская кричалка: «Не парься! Не бери в голову! Будь позитивным!»