Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 апреля 2021 г.
Искусство

Любить, чтобы убить

История чувств в треугольнике: версия Дмитрия Бертмана

27 апреля 2021

Московский музыкальный театр «Геликон-Опера» представил публике премьеру постановки оперы Джакомо Пуччини «Тоска» (либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы) в интерпретации создателя и художественного руководителя «Геликона» Дмитрия Бертмана. Художник-постановщик – Игорь Нежный, художник по костюмам – Татьяна Тулубьева, Хормейстер – Евгений Ильин.

Викторьен Сарду, по чьей пьесе Иллика и Джакоза создали либретто оперы, поначалу написал пьесу «Тоска» специально для Сары Бернар, одной из самых выдающихся актрис за всю историю театрального искусства. В 1889 году Пуччини побывал на этом спектакле в одном из миланских театров, и тогда же у него возникла мысль написать   оперу по пьесе «Тоска».Однако в те годы он был начинающим композитором и особо не рассчитывал на внимание со стороны знаменитого драматурга, поэтому переговоры с автором пьесы Пуччини поручил своему издателю Джулио Рикорди. Однако пьесой «Тоска» как основой для либретто заинтересовались знаменитый композитор Джузеппе Верди и его коллега Альберто Франкетти. В итоге честь создания оперы на сюжет пьесы «Тоска» выпала Франкетти, но Рикорди отговорил его от этой затеи. Пуччини же начал писать «Тоску» в 1896 году, будучи уже хорошо известным автором опер «Богема» и «Манон Леско», но не упускал своего шанса поработать и над сюжетом либретто. Премьера «Тоски» состоялась в знаменитом римском театре «Констанци» 14 января 1900 года. Дирижировал в тот вечер композитор Леопольд Муньоне. В числе зрителей находилась королева Италии Маргарита Савойская в сопровождении представителей правительства, а также композиторы Масканьи, Чилеа и Сгамбатти. Весной 1900 года «Тоску» поставили в Ла Скала, а дирижировал премьерой знаменитый Артуро Тосканини. 

toska450x300-1.jpg

В геликоновской премьере оркестром управлял дирижер-постановщик Валерий Кирьянов и своей мастерской рукой заставил музыку проникновенно звучать во всем богатом спектре её лирических, драматических и трагических наполнений. 

Дмитрий Бертман несколько изменил ситуацию и мотивы поведения героев оперы. Стало ли это хуже? Не стало. Стало ли интереснее? Для меня – да, потому что ново и непривычно, не совсем так, как в оригинальном либретто. А непривычно вот что: если у либреттистов знаменитая певица Флория Тоска (Елена Михайленко) ненавидит барона Скарпиа (Алексей Исаев), потому что он страстно жаждет её плоти и стоит на пути ее чувств к Каварадосси, то в версии Бертмана Тоска и Скарпиа – бывшие супруги, и Скарпиа по-прежнему любит Тоску, которая увлечена молодым художником Марио Каварадосси (Иван Гынгазов). А Каварадосси, который в геликоновском спектакле намного младше Тоски, пользуется ее чувствами и возможностями, но никакой любви к Флории у него нет. 

toska450x300-3.jpg

У Бертмана – история чувств в «треугольнике»: бывший муж – бальзаковского возраста Тоска – её молодой любовник. А вся историко-политическая составляющая - национально-освободительное движение, бывший римский консул, республиканец Чезаре Анжелотти (Григорий Соловьев), за которым охотится Скарпиа, и даже победа Наполеона над австрийцами в битве под Маренго в июне 1800 года остается за скобками. То есть, Скарпиа намерен поймать и казнить Анжелотти, но как преступника, а не по мотивам политической вражды. Полицейского доносчика Сполетту (Василий Ефимов) Бертман и артист сделали жалким, трясущимся и безмерно желающим угодить.   

toska450x300-4.jpg

Для премьеры «Тоски» Геликон-Опера подготовил пять составов исполнителей, что само по себе достойно Книги рекордов Гиннеса. А интерпретация Дмитрия Бертмана достойна того, чтобы над ней поразмыслить. В «моем» спектакле все артисты  пели  и играли на подъеме, особенно Елена Михайленко и Алексей Исаев.

toska450x300-7.jpg

Один из либреттистов Пуччини настаивал на изменении финала. Он предлагал отказаться от гибели главной героини и заменить сцену, когда она бросается вниз со стены замка, на безумие. Но драматург Сарду на уговоры не поддался: знаменитая певица должна кинуться вниз с парапета Замка Святого Ангела. А Дмитрию Бертману уговаривать было некого, он взял и сделал свою версию. Как всегда. И длинная сцена с тронувшейся умом после убийства ею Скарпиа Тоской заняла почти весь третий акт. 

toska450x300-5.jpg

Но до убийства еще столько всего! Кабинет Скарпиа, начальника римской полиции, заполняет роскошный кабинетный рояль, на котором он даже аккомпанирует Тоске. В этом же кабинете – со стороны правой кулисы – несколько ярусов роскошных платьев и шуб Тоски, до самых колосников. На стене – свадебная фотография Скарпиа и Тоски, а на манекене около рояля –элегантное свадебное платье, то самое, в котором она на фото. Такой антураж заставляет думать, что это кабинет в доме Скарпиа, а не по месту его службы. Ну, да какая разница… И не бросается Скарпиа на Тоску, как дикий зверь на свою жертву, а они оба очень мирно и привычно занимаются сексом на рояле. Но вот натурализм этой сцены мне представляется не вполне уместным в оперном спектакле. И не очень понятно, с чего вдруг Тоска, сойдя с рояля по завершении процесса, всаживает нож в тело Скарпиа, оставляя его труп лежать на рояле и накрывая пледом, как будто он может замерзнуть. Ноги же Скарпиа в лакированных ботинках торчат из-под пледа с одной стороны, а голова – с другой. Не так просто одному человеку уйти из жизни другого.

toska450x300-6.jpg

Но убийство любящего ее мужа, пусть и бывшего, сводит Тоску с ума. Она с огромными, безумными глазами подходит к аквариуму с красивыми живыми рыбками, который тоже стоит в кабинете Скарпиа, и начинает гладить этот аквариум с таким видом, что мне сразу вспомнилась безумная Марфа из 4-го действия оперы Римского-Корсакова «Царская невеста»: «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдём…». Затем Тоска отрезает клок своих роскошных волос и кладет его на клавиатуру рояля, закрывая его крышку так, словно это крышка гроба. Потом Тоска снова подойдет к роялю, откроет крышку, возьмет положенный ею туда ранее клок и бросит его на пол, а клавиатуру начнет гладить, словно мурлыкающую кошку. Далее в кабинете Скарпиа появляются смертники с серыми мешками на головах, они механически, обреченно ходят по кругу, среди них и Марио, который, кстати, и поет с мешком на голове. А трупы казненных лежат на полу перед роялем в белых тапках. Каварадосси поет свою знаменитую арию «Сияли звезды…», а мертвецы вместе с роялем вращаются на поворотном круге сцены, и каждый из них держит в руках копию ножа, которым Тоска убила Скарпиа. В финале Тоска, как бы обращаясь к Скарпиа, говорит: «Вместе предстанем перед Богом» и уходит под сцену, в никуда. Бешено раскачиваются, как при ураганном ветре все пять ярусов её платьев и шуб, а в глубине сцены лихорадочно сдвигаются и раздвигаются «створки» красного театрального занавеса. Финита ля трагедия.

Людмила Лаврова

Фото Ирины Шымчак

Тэги: Людмила Лаврова Дмитрий Бертман
Обсудить в группе Telegram

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Создать будущее сейчас

    07.09.2022
  • Дотронуться сердцем

    17.08.2022
  • «Аида» как связь времён

    27.07.2022
  • Визитная карточка праздника

    29.06.2022
  • «Снежинки» для примадонны

    18.05.2022
  • Автобус для Мазепы

    40 голосов
  • Псевдомастер из N-ского морга

    32 голосов
  • Четыре смерти, которых могло не быть

    32 голосов
  • «Вот как поет, что сердце замирает…»

    28 голосов
  • Снова сказкой позабавим

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS