Среди самых ярких, самых пронзительных премьер нынешнего года – спектакль Санкт-Петербургского молодёжного театра на Фонтанке «Нас обвенчает прилив» по пьесе Жана Ануйя.
Я шла на премьеру с твёрдым намерением разобрать по косточкам режиссёрскую манеру Семёна Спивака, главного режиссёра театра, поклонницей которого давно являюсь. Хотелось понять, как удаётся режиссёру на протяжении многих лет держать в постоянном напряжении своих зрителей, выпуская один за другим спектакли, которые не оставляют равнодушными, которые вызывают то смех, то слёзы, а чаще и то, и другое вместе. Высочайшего уровня катарсис испытала я – как и другие зрители! – на многих его спектаклях. А Жан Ануй – особая любовь режиссёра, он уже поставил в театре «Жаворонка», который идёт лет десять с неизменным аншлагом.
Так вот «… прилив». Гораздо менее известная и уж точно менее популярная пьеса Ануйя по сравнению с другими его шедеврами. Банальная история любви: молодой человек с матерью и невестой приезжает в дом её родителей для знакомства перед свадьбой. Семейка – отец, брат и сестра показывают себя во всей красе – пьют и даже напиваются, не выказывают уважение гостям, валяются по полу, истерят, едят из грязных тарелок, ругаются нехорошими словами – в общем, никак не ровня успешному, приглаженному, причёсанному и одетому с иголочки успешному жениху. И случается невероятное: он влюбляется в сестру невесты Жанетту – девушку легкомысленного поведения со всеми вытекающими последствиями. Влюбляется так, что тут же рвёт со своей семьёй, с невестой, с профессией, с прошлым. Однако молодые любовники вынуждены расстаться, Жанетта выходит замуж, но в последний момент они снова соединяются, чтобы вместе погибнуть. В том самом приливе…
Мне не удалось даже зафиксировать момент, когда я перестала и думать об анализе режиссёрских приёмов. С первых же слов, первых сцен сюжета, который и сюжетом-то назвать можно с трудом, ведь в сущности в пьесе ничего не происходит, но с первой же сцены начинает ныть какая-то глухая боль внутри, и пока пьяный отец размахивает пледом и носится по грязной комнате (блистательная работа актёра Константина Воробьёва), а его сын-неудачник, брошенный женой рогоносец Люсьен произносит свои длинные монологи (невероятного уровня актёрская работа Сергея Яценюка), ты уже незаметно втянут в заботы этой несчастной семьи, этих людей, обделённых любовью и покоем, ты готов их пожалеть, поплакать вместе с ними. Вот как режиссёр добивается этого, как?
А потом появляется Жанетта (актриса Эмилия Спивак). Рыжая, нечёсаная, нелепая, пьяная. Можно ли влюбиться в такую? Можно, потому что любовь не знает границ, а Жанетта абсолютно естественна, наивна и чувственна в своей простоте и женской прелести. Происходит невероятный поворот сюжета, но все уже понимают: они не смогут быть вместе. Слишком много условностей на пути, слишком много людей втянуто в их отношения, слишком жестокий мир вокруг них, и любовь – это не больно, но слишком хрупко, слишком…
В финале спектакля у зрителя даже нет сил на аплодисменты, так много душевных эмоций забрали герои «...прилива». Во всяком случае, первые три минуты после занавеса зал замирает и, кажется, не дышит от перехлёстывающих чувств. Слышно даже, как текут по щекам слёзы… У меня они текли в прямом смысле, и вопрос: «А как режиссёр этого добивается?» просто повис в воздухе.
Театр призван показывать нам самих себя. В тех слабостях и нервностях, в которых мы сами себя в повседневной жизни не признаёмся. Настоящий театр ещё и лечит наши раны, потому что, сопереживая, страдая и плача, мы прокладываем путь к истине: а какие мы есть на самом деле?
Так вот театр на Фонтанке – настоящий театр. В самом лучшем, самом древнем, самом истинном смысле этого прекрасного слова.
Ольга Белан