Фестиваль был приурочен к 100-летию со дня рождения Нэта Кинга Коула, одного из величайших музыкантов и вокалистов джазовой музыки (кстати, именно благодаря его успеху чернокожие артисты смогли занять достойное место в большом шоу-бизнесе).
– Почему именно джаз был выбран темой фестиваля на Кипре? Да потому что джаз – самая интернациональная культура, которая объединяет весь мир. Джазовую музыку слушают богатые и бедные, независимо от вероисповедания и цвета кожи, – отметил президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков.
Как известно, джаз возник в начале ХХ века в США и быстро распространился по многим уголкам Нового и Старого Света. Хотя слово «джаз» вошло в употребление только в 1912 году, эту музыку, отличавшуюся громкостью, дерзостью и буйством, было слышно на улицах Нового Орлеана как минимум на десять лет раньше. К слову, именно в Новом Орлеане спустя годы появился и самый известный в мире джазмен – Луи Армстронг… Джаз обладал особой ритмической энергией, никогда ранее не встречавшейся в народной музыке. Кроме этого, джаз был смелым и непредсказуемым – одна и та же песня с каждым исполнением звучала по-разному, и это лишь придавало новой музыке привлекательность.
У джазового фестиваля в Лимассоле помимо музыкальной радости есть и более глобальная цель.
– Наша миссия – объединить людей разных национальностей с помощью общих культурных и духовных ценностей. Ведь искусство не знает границ, его мир един, и места в нём хватит всем. Не побоюсь громких слов, но то, что мы делаем, иногда приносит результат больший, чем официальная дипломатия… Когда многие в мире возводят стены, разъединяющие страны, мы стараемся строить мосты, соединяющие культуры, – прокомментировал Вячеслав Заренков.
Кипр в ритмах петербургского джаза
Во многом успехом своим Limassol International Jazz-Pop Festival обязан мощному музыкальному десанту из Санкт-Петербурга, во главе которого Давид Голощёкин – основатель Филармонии джазовой музыки в нашем городе, которую мы все прекрасно знаем, виртуоз-импровизатор, композитор и один из самых авторитетных джазовых музыкантов в мире.
– Джаз – это импровизация, – подчеркнул Давид Голощёкин. – Мы постоянно творим маленькое чудо – ведь так, как эта вещь звучит сейчас, на этой сцене, с этими музыкантами, она уже не повторится …
– Я люблю импровизацию в её любом проявлении, – говорит Вячеслав Заренков. – В джазе музыканты могут импровизировать как в оркестре, так и соло, а в целом получается общая мелодия. В джазе присутствует ритмовая свобода, и благодаря этой свободе музыканты чувствуют себя непринуждённо и легко. И эта лёгкость передаётся зрителям, они наполняются этой свободой. Слушая джазовую музыку, я забываю о работе, я просто отдыхаю.
Импровизировали коллективы на многих музыкальных инструментах. Кстати, сам Голощёкин играет на десяти, в числе которых контрабас и фортепиано, флюгельгорн и скрипка... А блестящий джазовый гитарист из Санкт-Петербурга Гасан Багиров владеет не только гитарой, но ещё и скэтом – это джазовый вокализ, где голос используется для имитации музыкального инструмента. Такие эксцентричные музыкальные моменты добавляют огня в программу концерта. Самые известные мировые мастера скэта — Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Элла Фицджеральд, мы все их знаем. Кстати, первым записанным примером скэта часто называют композицию Heebie Jeebies, записанную Луи Армстронгом в 1926 году. Существует легенда, что эта композиция появилась после того, как у Армстронга упал нотный лист со словами на пол или он просто забыл слова…
Джаз – это не только инструментальное исполнение, это ещё и голос! Замечательный российский певец Юрий Охочинский (Санкт-Петербург), продолжающий традиции романтических певцов-крунеров, был одной из звёзд Limassol International Jazz-Pop Festival.
– В джазовом пении очень много импровизации, не столько здесь важны слова, сколько манера пения, свобода фантазии и наслаждение красотой звуков. Однако хороших джазовых певцов немного, – комментирует Юрий Охочинский, – есть отличные голоса, но многие исполнители тяготеют к соулу, ритм-энд-блюзу, а это не совсем то… К тому же сейчас появилась новая мода – певцы-кроссоверы: исполнители, имеющие оперную базу и пробующие себя в джазе. Но ярких звёзд джаза на таком пути пока нет.
Ещё один из участников фестиваля – Илья Серов (США), джазовый трубач и певец. Сейчас Илья Серов живёт и работает в Лос-Анджелесе, но за плечами у него Консерватория Санкт-Петербурга по классу трубы. Для российского артиста переехать в Америку, чтобы играть американскую музыку (а традиционный джаз – всё же музыка изначально американская), – шаг смелый, но приведший к успеху. Сегодня Серов назван лучшим новым артистом на Hollywood International Entertainment Awards. Он играет сольные концерты, а также выступает с такими музыкантами, как Dave Koz, Michael Lington, Larry Graham и другими.
– Ещё до окончания консерватории у меня начало складываться представление о том, что такое джаз. Я слышал эту музыку урывками, что-то понимал, что-то нет – скажем, Майлс Дэвис был для меня таким «тараканистым»... Помню, что записи джазовых трубачей начала ХХ века для меня, воспитывавшегося в среде классической музыки, в детском возрасте были непонятны и казались просто шумом, ведь исполнение классическое и джазовое отличаются между собой кардинально, – говорит Серов. – В общем, любовь к этой музыке развивалась давно. Конечно, это происходило постепенно, но всё равно лет с 18 я начал этим интересоваться осознанно – ходить на ночные джемы, слушать записи. Я мог сидеть за фортепиано, наигрывая какие-то джазовые вещи, по несколько часов, и с обязательными занятиями классическим репертуаром этот кайф было не сравнить. Я понял, что джаз – это моё!
Джазовый трубач и певец Илья Серов
Джазовый фестиваль 2020
Почему одни люди джаз воспринимают и любят, а другие совершенно к нему равнодушны? Когда-то я задал этот вопрос знаменитому Диззи Гиллеспи, – вспоминает Давид Голощёкин. – И он дал остроумный и гениальный ответ: «Да просто у одних уши открыты, а у других – закрыты». И это действительно так.
Наряду с мэтрами джаза в фестивале Limassol International Jazz-Pop Festival принимали участие также и другие исполнители, в частности кипрский джазовый певец Hovig, участник Евровидения 2017, и белорусский коллектив, который часто называют «лучшим белорусским джазовым экспортом», группа Apple Tea.
– Если Санкт-Петербург вполне заслуженно является одним из центров джаза, то о Кипре такого пока не скажешь. Тем интереснее принести сюда эту культуру. Первый фестиваль получился, и я верю, что довольно скоро Кипр станет ещё одной точкой на джазовой карте мира – в том числе и благодаря музыкантам из Санкт-Петербурга, – резюмировал Давид Голощёкин.
С ним совершенно солидарны и зрители, и президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков:
– 2–3 ноября 2019 года – это рождение нового международного джазового фестиваля на Кипре. Это не разовое событие, это очень солидная и важная заявка на длительное существование такого мероприятия. Я считаю, что в следующем году фестиваль будет ещё более масштабным, мы планируем его проведение в октябре в течение 3–5 дней, и в нём примут участие уже десятки музыкальных коллективов из разных стран. Думаю, Международный джазовый фестиваль на Кипре займёт достойное место в мировой джазовой жизни. Я уверен в этом.
В качестве постскриптума
В 1974 году журналист газеты «Советская Эстония» по имени Сергей Довлатов написал небольшую рецензию на гастроли знаменитого джазового пианиста Оскара Питерсона. Заметка заканчивалась фразой: «Я аплодировал громче всех. У меня даже остановились новые часы!..» Наверное, это один из лучших комплиментов джазу.
Юлия Грабарь