Известному историку, писателю, публицисту и общественному деятелю Сергею Семанову – 75! Сергей Николаевич в своё время работал заведующим редакцией «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия». В этой серии позже выпустил свои книги об адмирале Макарове и генерале Брусилове. Как главному редактору «Человека и закона», ему удалось из скромного ведомственного издания создать яркий журнал с многомиллионным тиражом. С. Семанов – автор книг о Н. Махно, И. Сталине, Ю. Андропове, Александре III, канцлере Горчакове, о «Тихом Доне» М. Шолохова и многих других. Автор нескольких документальных кинофильмов, лауреат Ломоносовской премии.
– Сергей Николаевич, как собираетесь отмечать юбилей?
– А я его вообще скрываю.
– ?
– Слишком много сейчас юбилеев, создаётся впечатление, что долгожительство из сферы биологической перешло в сферу литературную. Пушкина не стало в 37 лет, а сегодня поэты пышно отмечают 90-летия. Но они же не Пушкины! Поскольку я скромный литератор, то и не намерен устраивать празднества, кроме как в тесном семейном кругу и в любимом мною Институте мировой литературы среди любимых же мною коллег.
– Но итоги какие-то подводите?
– Итоги пусть подводят будущие критики и литературоведы, если они мною вообще заинтересуются.
– Ну а над чем сейчас работаете?
– Что будет, то и будет. (Смеётся.) А чего нет – того и не будет... Я как член писательского клуба получаю календарь ЦДЛ. Там указаны даты юбиляров, в том числе и моя. Поразился, что я не самый старый. А есть и 80-, и 90-летние. Средний возраст писателя повышается.
– Это отрадный факт?
– Нет. Недавно опубликовали стихи поэта более чем преклонного возраста. Он пишет лирические стихи. Правнучка его могла бы спросить: деда, кому стихи посвящаешь – бабушке?
– Как вспоминается вам время, когда вы работали в редакции знаменитой серии «ЖЗЛ» и в легендарном уже журнале «Человек и закон»?
– Время работы в ЖЗЛ считаю лучшим не только для себя, но и для отечественной литературы. Мы повернули серию в «русскую» сторону. Что же касается журнала «Человек и закон», то тогда впервые русские патриоты вышли к читателям с изданием, тираж которого был шесть с лишним миллионов экземпляров. Даже по тем временам – цифра колоссальная. Получали огромное количество писем. Больше нас получали почту только «Правда» и «Комсомольская правда». Но в «Комсомолку» писали письма типа: «Может ли мальчик полюбить девочку?» К нам же обращались с социальными проблемами. И многим мы помогали. Мы развивали у наших людей гражданское самосознание. Это не очень нравилось властям, меня со скандалом уволили. Но это известно и широко описано.
– Над чем работаете в ИМЛИ?
– Над академическим изданием Шолохова.
– А из собственных книг какие ваши самые любимые?
– Я бы сказал не о книгах, а об их героях. Люблю адмирала Макарова как человека действия. Русский человек часто талантлив, но не доводит дело до конца, а Макаров – мог! Люблю, как ни странно, Нестора Махно как народного вожака, фигура которого сильно упрощена и в кинематографе, и в беллетристике. Высоко ценю товарища Сталина. Который был и суров, и жесток, и который, конечно, никак не может быть причислен к лику святых, хоть и был православным, – но слишком грехи его тяжки. Почему народ его воспринимает, как показало и недавнее голосование в конкурсе «Имя Россия»? Да потому, что сегодня основное чаяние народа: наведите же наконец порядок! А Сталин в своё время навёл порядок – ведь то, что творилось в 20-х годах при Троцком и Бухарине, неизмеримо хуже, чем происходившее при Гайдаре и Чубайсе. Я написал книги об Александре III и Леониде Брежневе. Считаю, что в XIX веке лучшее время для страны и народа – правление Александра Миротворца. А в трагическом ХХ лучшее время – правление Леонида Ильича Брежнева: покой, порядок, жизнь медленно, но улучшалась, и была полная уверенность в завтрашнем дне!
– Мнение неожиданное, но откровенное. За что и благодарим!
«ЛГ» поздравляет своего давнего друга и автора со знаменательной датой, желает доброго здоровья, новых творческих свершений!