В ноябре (по новому стилю) исполняется 300 лет со дня провозглашения России империей. Произошло это в Санкт-Петербурге, возведённом, как известно, Петром I. О том, как создавалась империя и её будущая столица, рассказывает автор цикла книг об истории города на Неве писатель Татьяна Соловьёва.
В ХVI веке главным портом России являлся Архангельск. Пётр I по воцарении на престол и желая развивать торговлю с западными странами дважды посещал этот город. Его не устраивало, что при входе в воды Северной Двины многие зарубежные корабли получали пробоины, а некоторые тонули, натыкаясь на скрытые под водой скалы. Царь начал искать более удобный для судов вход в российские порты. Отвоевав у шведов часть Невы, Пётр сразу же решил, что устье реки как нельзя лучше соответствует этому назначению. Так в 1703 году по берегам Невы началось возведение Санкт-Петербурга.
Его строительство двигалось невиданно быстрыми для Руси того времени темпами. И уже в 1712 году новый город был провозглашён столицей. Заметим, что война со шведами, которой отдавалось много сил, тогда ещё не закончилась. Петру приходилось разрываться «на два фронта». Однако мощный темперамент и необычайная работоспособность молодого царя с успехом преодолевали все трудности.
Мифы о Петре
Установившееся в советское время негативное мнение о династии Романовых не могло не обойти и Петра I. Ему приписывали уничтожение огромного количества работных людей. Но подобное утверждение никак не стыкуется с тем, что читаешь в Своде законов Российской империи. Одним из главных в нём является указ о том, сколько продуктов должно ежедневно выделяться каждому работному человеку, – длинный список, в котором присутствует не менее 500 г мяса, 200 г масла, хлеб, крупы, фрукты, овощи и другое. Этот документ наглядно показывает, как царь дорожил рабочими. К делам он привлекал не знатных вельмож, а толковых людей, зачастую незнатного происхождения, но хорошо знающих своё дело. А как оценить тот факт, что царь не задумываясь, рискуя жизнью, бросился в холодные воды спасать тонущих моряков? Ведь в результате этого император простудился и вскоре умер…
Вместе с тем Пётр I жестоко карал за воровство и казнокрадство. Его указы отражали самые насущные вопросы своего времени. Естественно, что более всего его распоряжения касались создания флота, строительства кораблей, сохранения и выращивания строевого леса. Немногим по своему количеству уступают указы, посвящённые возведению нового города.
Собственной рукой
Вот текст первого указа Петра I, написанного им лично в 1719 году:
«1. Чтоб никакого человека, ни в какой офицерский чин не допускать, которые не были в солдатах, в гвардии: включая тех, которые из простых. Выходить в офицеры будут по полкам.
2. Чтоб через чин никого не жаловать, по порядкам чин от чину возводить.
3. Чтоб выбирать вакации баллотированием из двух или трёх кандидатов». (Заметим, что при последующих императорах, желавших привлечь богатых дворян на свою сторону, этот указ перереформировался совсем в иную форму. По нему богатые дворяне получали солдатский, а иногда и сразу офицерский чин при рождении и, не служа, по прохождении должностных сроков получали соответствующие чины.)
О дураках в Сенате
А вот совершенно необычный для нашего времени именной указ за № 3949 от 6 апреля 1722 года с забавным названием: «О свидетельстве дураков в Сенате». По этому указу дураками считаются те, «что ни в какую науку и службу не годятся», те, кто «к Государственной пользе надеяться не можно, имение в наследство получа, беспутно расточают, а подданных бьют и мучают, и т.д. подавать в Сенат и там свидетельствовать. Таких не женить, отбирать имения», и т.д.
В повседневной жизни сам царь обходился самым необходимым. Сравните хотя бы его скромные жилища с дворцами Александра Меншикова. Тому, кстати, даже казнокрадство сходило с рук оттого, что приближённый Петра многое умел, хорошо работал и отличался храбростью в боях. Исполнение своих указов по Петербургу император также возложил на Меншикова, которого сделал первым губернатором молодой столицы.
Повсюду шла работа
Петербург до 1710-х годов лишь с большой натяжкой можно было назвать городом. Таковым он виделся лишь с Невы, где стояли богатые особняки и две крепости – Петропавловская и Адмиралтейская. За этим «фасадом» всё пространство за нынешней Английской набережной правильнее было бы назвать большой строительной площадкой с многочисленными рукотворными каналами. Здесь повсюду кипела работа: беспрерывно трудились плотники, каменщики, кирпичники и кузнецы.
Из-за наводнений часто приходилось поднимать почву насыпями, чтобы вода не затопляла созданные постройки. На все эти дела рук не хватало, поэтому зачастую наряду с рабочими трудились и солдаты. Многими работами царь руководил лично. Подавая пример подданным, он сам занимался плотницкими делами. Чтобы государь не терял времени на передвижение, на берегу Невы для него был построен небольшой деревянный дом с двумя комнатами, разделёнными сенями, с кухней и передней. Сегодня этот дом превращён в музей, показывающий, в какой обстановке жил царь в первые годы существования нового города.
Был ли другой город?
Последнее время в Сети появились публикации о том, что на месте современного Петербурга будто бы существовал другой город и нынешние дома стоят на старых фундаментах. Эти фейки так называемые блогеры пытаются подтвердить тем, что у многих домов окна первых этажей находятся наполовину в земле. Дети интернета, конечно же, не знают о существовании рисунков и чертежей камер-юнкера Ф.В. Берхгольца, созданных им с натуры в 1730-х годах. На них видно, что эти здания в ХVIII веке строились с высоким крыльцом. Да и археологические раскопки у Меншиковского дворца на Университетской набережной ясно показывают, что дома действительно просто «ушли в землю» из-за многочисленных наслоений.
Кто строил Петербург
Пётр I желал строить будущую столицу империи как европейский город, по передовым технологиям той эпохи. Развитие торгового дела диктовало необходимость возводить обширные гостиные дворы, множество различных административных зданий, промышленных предприятий, частных домов и многого другого. Всё это требовало специалистов, знающих архитектурное дело и культуру передовых стран Старого Света. На берегах Невы тогда таких специалистов, конечно же, не было. В старой столице – Москве – работали в основном итальянские мастера и архитекторы. Поэтому в юном Петербурге царь учреждает Канцелярию от строений, которой поручается ведение всех строительных работ. При ней создаётся школа для начального обучения зодчеству. Предполагалось, что более глубокие познания ученики этой школы должны получать в архитектурных командах, работая с приглашёнными из-за рубежа специалистами. Пётр I приглашает опытных иностранных архитекторов, чтобы те сразу включились в процесс строительства. Одновременно из созданной им школы отбираются талантливые молодые русские люди и командируются в западноевропейские страны для обучения инженерным и архитектурным искусствам. Среди них ставшие впоследствии крупными зодчими Иван Коробов, Иван Мичурин, Пётр Еропкин, Тимофей Усов. По возвращении они активно вольются в строительство города.
Так что архитекторами столицы империи были вовсе не одни только иноземные зодчие, но и русские мастера. Конечно, иностранцев было немало. В то время в Петербурге работали Доменико Трезини, Ж.-Б. Леблон, Николо Микетти, М. Фонтана, Г. Киавери, К.Б. Растрелли, Г. Маторнови, Г.И. Шедель, А. Шлютер и «мастер разных художеств» Х. Ван Болос. Эти архитекторы возводили отдельные сооружения, в основном по берегам Невы.
Главный заказчик – Пётр
Словом, строительство Петербурга осуществляли зодчие разных архитектурных школ, подчиняясь вкусам русских заказчиков. Главным из них, разумеется, был сам Пётр I. Он лично рассматривал все проекты и предложения, отвергал те, что, по его мнению, не соответствовали облику строящегося города. Часто сам указывал, где и как строить. А исполнителями архитектурных замыслов были плотники, каменщики, штукатуры, лепщики, прошедшие русскую школу и потому непроизвольно вносившие в постройки элементы отечественного зодчества. В результате архитектура Петербурга того времени оказалась своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и архитектурных проектов, привнесённых из западноевропейских стран. Такой стиль стали называть «петровским» или «русским» барокко. Особенности его можно видеть в сохранившихся с петровского времени постройках Двенадцати коллегий (в десяти из них размещались органы государственного управления, ещё две предназначались Сенату и Синоду) и здании Кунсткамеры. И конечно, большой архитектурной ценностью эпохи стал Меншиковский дворец, построенный в 1719–1720 годах.