Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 апреля 2014 г.
  4. № 15 (6458) (16.04.2014)
Общество

Любовь и сожаления Нины Пушковой

16 апреля 2014

Нина Пушкова. Роман с Постскриптумом. – М.: Алгоритм, 2013. – 320 с. – 2000 экз.

«Роман с Постскриптумом» написала супруга известного телеведущего, а теперь ещё и политика Алексея Пушкова. Сразу отметим очень хорошее, точное название. Именно роман, и именно с Постскриптумом во всех смыслах. Роман автобиографический, удивительно откровенный для жены дипломата. Он – о любви. О театре, кино, времени, которое катастрофически менялось. И о людях, которые тоже менялись. Известных очень и неизвестных совсем, но не менее интересных. О себе и о муже, который таким, каким мы его знаем, без Нины бы не состоялся. Муж и жена – одна… Нет, сатана тут не подходит. После прочтения книги, когда смотришь «Постскриптум», видишь не только Алексея Пушкова, а и его жену, которой, конечно, на экране нет, но она где-то рядом. Стоит за ним и за него.

Алексей Пушков: «Когда красавица-незнакомка, с которой мы оказались рядом в переполненном театральном зале (шёл спектакль со знаменательным названием «Обыкновенное чудо». – А.К.), на второй вечер знакомства сказала мне: «К сожалению, вы будете моим мужем», я конечно не поверил. Да и почему вдруг «к сожалению…»?! Меня пожалела, что ли? В общем, намечался красивый роман, но мужем я себя никак не видел. А потом вдруг её глаза захватили целиком. И всё случилось так, как она и предсказала. Кроме одного: я об этом ни разу в жизни не пожалел».

В 70-е годы учиться в театральном институте было очень престижно, престижнее был разве что МГИМО, куда поступали в основном дети советской элиты. Отношения между юными влюблёнными: актрисой и дипломатом складывались непросто. Студентка «Щуки», актриса с великолепными данными, эмоциональная, восторженная, и мидовец, совершенно, кажется, не способный на что-то выходящее за рамки, так сказать, дипломатического этикета…

«Нина, неужели ты влюбилась в сухаря, в чёрствого двадцатилетнего пенсионера?» – спрашивала себя Нина.

В главе «Как из мальчика сделать мужчину» она описывает ключевой момент в их отношениях. Как-то Нина пришла к Алексею в гости, он вышел её встретить, и вдруг захлопнулась входная дверь квартиры. Что делать? Выбежали на улицу. Увидели, что дверь на балконе открыта.

12-4-15.jpg
Одна из фотографий этой богато иллюстрированной книги

«В одно мгновение у меня был готов план.

– Давай купим верёвку и спустимся от соседей.

– Нет, я этого делать не буду, – отказался Алексей.

Это уже был вызов. Я стояла перед экзистенциальным выбором – способен мой будущий муж на поступок или нет. Я сказала, что спрыгну сама.

– Я лёгкая, ты меня просто поддержишь.

Если он согласится, спущусь, открою ему дверь и после этого уйду навсегда».

Но Алексей совершил этот поступок, хотя риск был немалый, даже с верёвочной страховкой. «Открывал мне дверь совсем другой человек. До этого я знала мальчика. Теперь передо мной стоял мужчина».

Так что «к сожалению» – не для Алексея, а скорее для Нины, точнее, для её артистической карьеры. Но она не так просто принесла её в жертву. И не сразу. Этому предшествовало несколько воистину драматических событий в её «жизни в искусстве». Попутно автор воссоздаёт атмосферу 70-х, и в её описании это – счастливое время, и не только потому, что совпало с юностью. В книге представлены вживе легендарные щукинцы. Мастер курса Юрий Катин-Ярцев, ректор училища Борис Захава, профессор Вера Львова, преподаватели Александр Ширвиндт, Владимир Шлезингер… Однокурсники: ныне народный артист России Юрий Васильев и трагически погибший Стас Жданько…

В те безмятежные годы раздавались звоночки и из трагического для страны будущего. Сцена знакомства с черноглазым грузином, закончившаяся для Нины институтом Склифосовского, как будто из современного триллера (глава «Царь на миг»).

Легендарный ресторан в Доме актёра. Нина в компании молодого латыша, учившегося на режиссёра, отмечала католическое Рождество. «Недалеко от нас шумная грузинская компания тоже что-то, видимо, отмечала. Несколько мужчин о чём-то живо переговаривались, часто поглядывая в нашу сторону… Один из них просто гипнотизировал меня огромными чёрными глазами. Я привыкла, что на меня смотрят, и не обратила внимания, как от «грузинского стола» подошёл мужчина и что-то на ухо сказал моему собеседнику. Они вышли «на минутку»…Через 10 минут моего одинокого сидения ко мне с огромным букетом роз (зимой!) направился высокий седоватый, элегантно одетый мужчина.

– Вы одна… – Он протянул мне цветы.

– Нет, не одна, – возразила я, – сейчас подойдёт…

– Нет, вы одна, и будете одна, пока я буду с вами.

– Вы кто? Вы откуда? – строго спросила я тоном, каким в отделе кадров спрашивают «Вы из какой организации?»

– Я грузин, благороднейший грузин. Звиад Константинович Гамсахурдиа. Для вас просто Звиад.

Будущий президент Грузии вызвался подвезти Нину домой, но повёз к себе. Нина взбунтовалась.

– Ты кому отказываешь? Я – князь! Я царь, я буду грузинским царём. Хоть на час, хоть на миг! – Он уже почти хрипел.

Нина не согласилась быть «грузинской царицей на миг», «царь» крепко держал и чуть не сломал ей руку, но Нине удалось вырваться.

И это была далеко не единственная встреча с «замечательными» людьми».

Она публично поставила на место народного артиста СССР, лауреата всех премий Романа Кармена, который был художественным руководителем фильма, в котором снималась. Нина отвергла его приставания во время съёмок, а он в отместку вымарал всю её роль из фильма. После просмотра на «Мосфильме» произошла следующая сцена (глава «Ночь над Чили»).

«– Ну что, пугливый зайчик! – он как бы приветственным движением трижды похлопал меня по щеке. – Ты себе понравилась? – Он, улыбаясь, смотрел на меня, но глаза его не улыбались.

И тут я всё поняла. И это похлопывание… Молниеносно, так что никто ничего не мог осознать, включая меня, моя ладонь взметнулась в воздухе, и звонкий звук пощёчины прозвучал в коридоре «Мосфильма»

– Я вас презираю. И вы знаете за что».

Она отомстила Кармену за всех «униженных и оскорблённых» артисток. Как ей были благодарны многочисленные жертвы таких «художественных руководителей»! Но на «Мосфильм» юной актрисе дорога была закрыта.

В замечательной главе «Генерал Хлудов и персиянка» описана встреча другого рода. Съёмки на «Беларусьфильме», партнёр – Владислав Дворжецкий, потрясающий артист и человек. Время, проведённое в дружеском общении с ним, было исключительно важным для Нины. Это было незадолго до смерти артиста, и потому, может быть, он был с ней очень откровенен, рассказывал о своей жизни, семейных драмах, и Нина многое поняла о том, что такое на самом деле жизнь в искусстве и чего стоят жертвы, которых оно требует.

С огромным сожалением Нина сделала свой выбор, а с годами убедилась в его правильности. В связи с этим очень интересны её размышления об актёрской профессии, о семейных ценностях в России и за рубежом, о разнице менталитета русских и американцев... Она выбрала «профессию» жены дипломата, тоже непростую; однако быть только женой, конечно, не могла, освоила «смежную» профессию тележурналиста. Объездила весь мир, близко сталкивалась со многими персонами из серии «ЖЗЛ» и написала их очень личные мини-портреты.

Михаил Горбачёв, в группе спичрайтеров которого работал муж, Александр Яковлев, о котором Нина снимала фильм в 91-м году и уже тогда многое поняла о его роли в крушении СССР, неугомонный сердцеед Билл Клинтон, великолепный Анатолий Ромашин, президент Абхазии Сергей Багапш. А также Шимон Перес, Зураб Церетели, Генри Киссинджер, Радован Караджич, Никас Сафронов… Впрочем, остановлю перечисление – лучше читать книгу.

P.S. Одно маленькое замечание в заключение. Первая, «артистическая», часть книги – эмоционально насыщеннее, чем вторая, «дипломатическая». Надеюсь, при переиздании автор добавит туда толику драматического перца и расскажет о том, что она не смогла рассказать сейчас, – запас впечатлений и размышлений, чувствуется, большой, да и время стремительно меняется.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS