Татьяна Бронзова. Матильда. Любовь и танец. – М.: Бослен, 2013. – 368 с.: ил. – 1000 экз.
Глядя на многочисленные фотографии этой некрасивой женщины, можно только удивляться невзыскательности вкуса её бесконечных поклонников, даже если о вкусах, по правилам приличия, спорить бестактно. Но, когда речь идёт о Матильде Кшесинской, обольстившей всю мужскую половину венценосного рода Романовых...
Амурным похождениям танцовщицы Императорского театра и по сей день не надивится публика. А потому книга, описывающая череду любовных историй «маленькой пани» при российском дворе, найдёт немало читателей, а скорее, читательниц. Перед нами абсолютно женский роман – он написан женщиной о женщине для женщин. И в этом весомый плюс книги: направленная на целевую аудиторию, она обладает потенциалом бестселлера. Но столь крохотный тираж приводит в недоумение…
Лёгкий слог, быстрая и лаконичная подача информации, увлекательность повествования, априори интригующая героиня, о которой многое известно в общих чертах, но хотелось бы деталей… – все эти непременные составляющие успеха здесь присутствуют. Два с лишним года писалась книга, дающая в подробностях представление о том, что автором изучено огромное количество документальных материалов, в том числе и мемуары самой Матильды Кшесинской. Однако стиль изложения фактических данных весьма далёк от научно-биографического исследования – это не настольная книга балетомана. Жизнь Кшесинской для большинства читателей привлекательна отнюдь не с точки зрения её профессиональной деятельности. Поэтому автор выбрал путь идеализации героини, что, впрочем, необходимое условие в классической подаче жанра. И, как в лучших образцах, в этом романе остаётся небольшой зазор между собственным взглядом героини на происходящее и взглядом на неё со стороны. Это довольно тонкая грань, балансировку на которой не все романисты способны выстроить и удержать. Но именно так читатель получает право на собственное отношение и редкую возможность вынести личную оценку, что, в свою очередь, свидетельствует об уважении автора к читателю. В среде современных литераторов это является качеством, уже давненько из практики вышедшим. Гораздо проще и моднее читателя нынче оглушать, шокировать, унижать, развращать, считать идиотом, нежели уважать… Татьяна Бронзова не берётся осуждать свою героиню. Напротив, всё пропитано сдержанным восхищением талантом быть женщиной, к тому же имя Кшесинской вписано в историю нашей страны, она стала заметной фигурой и в мировом балетном искусстве.
Балет для неё всегда стоял во главе угла, и, понимая, что одного кокетства недостаточно, она трудолюбиво работала над собой и в профессиональном, и в личностном плане. Кавалеры искренне теряли голову от этой хрупкой (ростом в 152 см!) феи танца.
Конечно же, книга о тайнах знаменитой фаворитки русского двора, но явно и достойно претендует на экранизацию – её можно считать хорошо написанным литературным сценарием для телесериала, который обязательно соберёт у экранов большую аудиторию.