Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 июля 2015 г.
  4. № 30 (6518) (22.07.2015)
Искусство

Любовь по расчёту и без

22 июля 2015

Большинство проблем «Золотой маски» обусловлено её безальтернативностью. Независимые театральные премии могли бы составить достойное окружение премии национальной, если бы сохраняли – нет, не объективность, она в оценке произведений искусства практически недостижима, но чувство собственного достоинства. Можно лишь сожалеть, что таких у нас пока немного.

В 1991 году продюсер, режиссёр и сценарист Борис Беленький учредил первую в новой России театральную премию – «Хрустальную Турандот», не зависящую ни от театральных кругов (СТД тогда было не до того, чтобы патронировать подобные затеи), ни от государственных структур, поскольку изначально финансировалась за счёт частных пожертвований. Задумывалась премия как своего рода аналог британской премии имени Лоуренса Оливье, с расчётом, что после обкатки идеи на московском уровне она обретёт национальный статус (в США таким обладает премия Tony). Судьба распорядилась иначе, но премия от этого, похоже, не проиграла: оставшись в ранге частной инициативы, «Хрустальная Турандот» сохранила за собой право награждать тех, кого считает лучшими, апеллируя к авторитету людей, любящих драматический театр, но непосредственного отношения к нему не имеющих.

«Турандот» – воплощение зрительского признания, что логично: театр, как бы ему этого сегодня ни хотелось, «вещью в себе» быть не может, он живёт зрителем. Индикатором признания был выбран зритель продвинутый – писатели, художники, музыканты, что тоже оправданно: среднестатистический зритель бывает в театре два-три раза в год и далеко не в каждый театр, особенно из первой десятки негласного столичного рейтинга, может себе позволить купить билеты. На сайте премии о составе жюри – ни слова. Не всё знающая «Википедия» в числе постоянных его членов, помимо самого Бориса Беленького, указывает Екатерину Максимову, Петра Тодоровского, Анатолия Приставкина, Юрия Черниченко и Андрея Макаревича. И хотя четверо из шести уже, увы, вне пределов земных радостей и горестей, фамилий их преемников тем не менее в открытых источниках обнаружить не удаётся.

Поначалу церемония награждения была совершенно закрытой – ни Дом актёра, ни Третьяковка, ни зеркальный зал Шереметевского дворца в Кусково на большое количество приглашённых не рассчитаны. Со временем, однако, гордая принцесса стала к широкой публике гораздо благосклонней: с 2011 года церемония проводится в Театре им. Вахтангова, и билет может купить любой желающий. К слову, на национальную «Маску» так просто не попадёшь – приглашения рассылаются лишь избранным.

Манией объять необъятное «Турандот» не страдает. Оцениваются только драматические спектакли. Номинаций совсем немного – те, без которых любая театральная премия немыслима: лучшие спектакль, режиссура, женская и мужская роль, сценография. Ну и, разумеется, для ветеранов и корифеев – «За беззаветное служение театру». В номинации «Дебют» лауреаты называются не каждый год: появится яркое молодое дарование – его отметят, не найдётся такового в текущем сезоне – из пальца высасывать не станут.

Дополнительные номинации появляются только тогда, когда в этом возникает настоятельная необходимость: пришёлся членам жюри по сердцу мюзикл «Граф Орлов» – он свою награду в 2013-м получил и остаётся единственным лауреатом такого рода, хотя мюзиклов по Москве каждый год играется не меньше полудюжины. Награда «За лучшую современную пьесу» тоже вручена была лишь однажды – Григорию Горину в 1995-м за «Королевские игры». И за истекшие 20 лет никто вроде бы не предъявил «Турандот» претензий по поводу того, что плоды трудов нынешних драматургов не вызывают у неё «хрустального восторга».

И специальные призы вручаются по особым случаям и велению сердца – как «Хрустальная роза» Николаю Караченцову в 2005-м или «Хрустальное сердце» Марине Полицеймако и Семёну Фараде в 2009-м.

Отец-основатель премии, исходя из того, что жизнь по структуре своей весьма напоминает слоёный пирог, убеждён, что все дебаты относительно современности театра в конечном итоге сводятся к тому, какой именно слой жизненного «пирога» исследует та или иная постановка. У «Турандот» есть свои фавориты – Марк Захаров, Пётр Фоменко, Римас Туминас, Кама Гинкас. Но замечает она и тех, кто, скажем, для «Золотой маски» просто не существует, к примеру – худрука ЦАТРА Бориса Морозова («На дне», 1998 г.). Из записных «эпатантов» в лауреаты затесались только братья Пресняковы («Конёк-Горбунок», 2008 г., МХТ им. Чехова) да Кирилл Серебренников («Мещане», 2004 г. и «Лес», 2005 г., там же). Получая во второй раз причитающуюся ему статуэтку в зале Третьяковки, господин Серебренников не удержался от ёрничества, заявив, что место для церемонии выбрано неслучайно – современный русский театр стал музейным достоянием, где-то «между Шишкиным и Боровиковским». Больше его среди лауреатов не видели.

Итоги 24-й по счёту церемонии оказались более чем красноречивы. Награды «За долголетнее и доблестное служение театру» была удостоена Елена Камбурова, художественный руководитель Театра музыки и поэзии, отметившая недавно юбилей.

Ещё одному юбиляру – Олегу Павловичу Табакову – помимо беззаветного служения, в заслугу вменили ещё и главную роль в спектакле «Юбилей ювелира» (см. «ЛГ» № 17 от 29.04.2015), поставленный в МХТ им. Чехова Константином Богомоловым. Сияющий лучезарной улыбкой лауреат намекнул – мол, хорошо бы, чтобы премию получил и режиссёр спектакля. Однако «Турандот» предпочла выразить «хрустальную признательность» Марии Мироновой за роль Марины Мнишек в спектакле «Борис Годунов», который Богомолов поставил в «Ленкоме».

Приз за лучшую мужскую роль вручили Игорю Миркурбанову за Веничку Ерофеева в «Вальпургиевой ночи» Марка Захарова. Этот достаточно спорный спектакль (см. «ЛГ» № 22 от 3.06.2015) по версии «Турандот» был лучшим в нынешнем сезоне. При этом наград за лучшую режиссуру были удостоены Алексей Бородин за «Нюрнберг» в РАМТе и Сергей Женовач за «Самоубийцу» – спектакли, затрагивающие, бесспорно, гораздо более актуальные для нашей сегодняшней жизни проблемы. Невероятно, но факт: окутанный ореолом одиозности принцип «кому хочу, тому дарю» может при определённых обстоятельствах работать на столь желанную, сколь и недостижимую в искусстве справедливость.


Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS