Режиссёр-постановщик Михаил Мамедов представляет новый телесериал, работа над которым близка к завершению
Осенью 1943 года США попросили Сталина разрешить тяжёлым бомбардировщикам американских ВВС пролетать над территорией СССР для бомбардировки целей в Восточной Германии и на Балканах и базироваться на ней, чтобы не возвращаться потом в Англию или Италию. В начале 1944 года СССР выделил три лётных поля на Украине в Полтавской области: под самой Полтавой, вблизи Миргорода и Пирятина. Они известны как Полтавский аэроузел, 169-я авиабаза особого назначения, где и квартировали американские Б-17 и их экипажи в ходе операции «Фрэнтик». Аэродромы прикрывались советской авиацией ПВО, на самих аэродромах всё было организовано на высочайшем уровне. Вплоть до того, что была сооружена даже танцплощадка – штука по советским меркам немыслимая на военном объекте. Но прилетали янки, а эти парни привыкли к комфорту.
Реальная страница непродолжительной истории боевого братства советских и американских лётчиков послужила драматургу Рустаму Ибрагимбекову отправной точкой для сценария. Сначала эта не претендующая на документальность художественная история (хотя на экране появляются, например, Сталин, Абакумов, Геринг) получила название «Неистовый, яростный, бешеный», но, скорее всего, выйдет в свет под названием «Хмурое небо».
Когда после просмотра рабочего варианта четырёхсерийного фильма я обратился к фотохронике, сохранившей эпизоды взаимодействия и жизни наших и американцев под Полтавой, то обратил внимание, что и те и другие на снимках выглядят не столь лощёными, как это показано в картине. Форма у реальных лётчиков и технарей изрядно изношена в боях и уходе за авиатехникой, быт скромнее. Однако старые фотокарточки говорят о гораздо более существенном: между нашими и американцами сложились добрые отношения – люди есть люди, глаза их наполнены верой в Победу, уважением друг к другу, искрятся молодостью и удалью, которым война не помеха. Это «угадал» сценарист и смог донести постановщик Михаил Мамедов, настроивший актёров, всю творческую группу на образное прочтение военной и послевоенной истории (действие завершается со смертью Сталина и началом амнистии невинно репрессированных).
Обращение к подобной тематике – путешествие по лезвию бритвы. Трудно, по словам режиссёра, не просто соблюсти правду жизни в её сути и деталях, а выстроить яркий образный ряд подобно тому, как это могли, скажем, Сергей Параджанов или Юрий Ильенко. Мы снимали, не только имея свой взгляд на события той эпохи, но и определённый бюджет и чёткие сроки реализации проекта. Я не ставил целью, подчёркивает Михаил Мамедов, показать окопную, вернее лётную, правду, как и подробности боевых действий: хотелось дать правдивую историю жизней, оставить героям их собственные человеческие крылья, каждому подарить своё небо, свою судьбу, во многом типичную для людей того поколения. Также нелегко отрешиться от навязанных обществу за последние два десятилетия стереотипов вроде того, что наши-де воевали чуть ли не из-под палки, под прицелом заградотрядов и не дремлющего ока особистов и смершевцев.
Моё впечатление после просмотра: отрешиться удалось не во всём. В частности, смершевец капитан Салюк – его образ проходит через весь сериал – в выразительном исполнении актёра Андрея Арзяева представляется излишне демонизированным, хотя, конечно, из-за субъективных представлений подобных салюков о мотивах поведения людей их судьбы могли ломаться или круто меняться без всякого на то основания. Однако в действительности роль фронтовых «псов государевых» была всё-таки не столь решающей и огульно фатальной. Куда более значимой была не только роль командиров, но и фронтовых политработников.
По словам Михаила Мамедова, фактически все персонажи фильма по-своему несчастны. Пятёрку главных молодых героев жизнь безжалостно разбросала, особо трагична судьба американца Киршблата (безусловная удача фильма – не типичный янки: не брутальный, хотя и смелый, но ранимый человек – актёр Сергей Ларин) и советского лётчика Платонова (его роль ярко сыграл Михаил Калиничев). По фильму как бы разлито ощущение, что людям не удаётся прожить век свой сполна, – то ощущение, которое преследует сегодня и многих из нас. Но при этом режиссёра, актёров, художников сериала объединяет стремление найти романтику даже в самых тяжёлых обстоятельствах войны, слежек, преследований, расставаний, противопоставив её сегодняшнему скепсису, борьбе не за идеалы, а за элементарное выживание, молодёжному стёбу, культу обогащения, нарастающей бездуховности.
Доминирующей в ленте является линия любви, верности, совестливости. Убеждённый, что кинематограф нынче почти утратил былую образность, внутреннюю поэтичность построения каждого эпизода, Мамедов стремится показать, что любовь прекрасна, если целомудренна и готова на жертвенность. И находит, нередко с помощью оператора Алексея Колузова, интересные образные решения. Главный герой сериала капитан Константин Бобров – незаурядная работа Кирилла Запорожского – даже не зная истинных причин, фактически смиряется с потерей своей возлюбленной Ольги, готовой следовать за Киршблатом в Америку. Запоминаются и режиссёрские ходы, которые позволяют раскрыть происходящие внутри человека метаморфозы, – повсюду видящим врагов, ожесточившимся почти до сумасшествия «человеком с топором» представлен дед главной героини Ольги (актриса Дарья Лузина). А потом, уже после Победы, этот старик в исполнении актёра Юрия Горина меняется внешне, меняется даже выражение его глаз, а топор в его руках нужен теперь лишь для того, чтобы срубить засохшее негодное дерево как умирающий отросток уходящего страха и ужасов войны. Таких режиссёрских находок немало – например, женщина в белой накидке, соседка матери Константина Боброва по московской коммуналке, испытывающая наслаждение в подслушивании чужих разговоров и неистово треплющая полотенцем малолетнего сына неизвестно за какие провинности.
Даже во время войны, говорит Мамедов, человеку были необходимы позитивные человеческие чувства, которые бы не позволяли взять верх в его душе и сознании чувствам ненависти к врагу, эгоизму, отчаянию. Чтобы показать сложный мир чувств и переживаний в их свежести и остроте, Мамедов пригласил для съёмок преимущественно молодых актёров, которые, по его словам, работали самоотверженно, стараясь передать режиссёрское прочтение сценария. Наряду с молодыми исполнителями в стилистику картины хорошо вписался актёр Театра имени Вахтангова Юрий Шлыков, играющий генерала Перминова – степенного, интеллигентного офицера, в котором заметны черты и манеры, традиционно присущие русскому офицерству. Он просит подчинённых обходиться «без лишних жертв», с достоинством ведёт себя с высшим начальством, терпелив, милосерден.
– Я получил удовольствие от работы над картиной, – говорит Михаил Мамедов. – Тем более, как мне кажется, эта тема вскоре надолго будет не востребована. Поэтому было счастьем соприкоснуться с той эпохой и судьбами живших тогда людей. Финал у нас дарит надежду Константину Боброву и Ольге, у них есть сын. А как всем нам без надежды? И очень важно каждому в любых обстоятельствах и в любые времена сохранять в себе побольше человеческого.
ИЗ ДОСЬЕ
Михаил Мамедов родился в 1951 году в семье офицера. В 1981 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская А. Гончарова), спустя четыре года – Высшие режиссёрские курсы при Минкульте СССР. С 1986 по 1988 год работал в Театре им. В. Маяковского. С 1995 по 2000 год – штатный режиссёр «Театра Луны». С 1993 года и по сей день – заместитель руководителя Российского творческого объединения «Общество режиссёров». Ставил спектакли также в Германии, Турции, Болгарии, Венгрии, Белоруссии. Несколько лет успешно сотрудничает с Даугавпилсским театром. В рамках Специальной городской программы правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов поставил сериал «Грибной царь» по роману Юрия Полякова. Участвовал в работе над фильмами «Паутина», «Такова жизнь», «Путейцы 2» и др.