Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 ноября 2024 г.
Культура

«Любовь выскочила перед нами…»

28 ноября 2024

В Большом зале Консерватории им. П.И. Чайковского представили спектакль-концерт по мотивам романа М. Булгакова – «Вспоминая грядущее. Мастер и Маргарита».

Новую интерпретацию культового романа блистательно сыграли народный артист России Валерий Баринов, актеры Мастерской «12» под руководством Никиты Михалкова Екатерина Нестерова и Георгий Иобадзе. Это десятый спектакль цикла, посвященного наследию русских классиков, поставленного режиссёром Анной Айрапетянц. Музыкальная составляющая прозвучала в исполнении Камерного оркестра под управлением Федора Безносикова – дирижера заметного в когорте российских дирижеров нового поколения.

На сцене царит камерный жанр. Казалось бы все просто: «в подвале маленького домика в одном из Арбатских переулков, в первой комнате, за столом» автор, два героя его романа и разговор неспешный, в котором заново рождается булгаковский сюжет. «Почему Маргарита называет вас мастером?»–обращается писатель к своему герою. «Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал. Роман о Понтии Пилате»,–отвечает Мастер. И в этой простоте предельная ясность–режиссёр пишет гармонию мира, в безмятежном повествовании которого, не вмещающаяся в привычные рамки, пульсирует сама жизнь. И, погрузившись в рукопись Мастера, автор вступает в роковой поединок на стороне Пилата: «Что такое истина?» –возмутит тишину резкими интонациями Валерий Баринов. «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…»–отвечает ему оппонент в лице Георгия Иобадзе. «Пилат напрягся, изгнал видение, вернулся взором на балкон, и опять перед ним оказались глаза арестанта». Актеры без масок–лица открыты, но вместе с тем образ Иешуа прикрыт здесь бережно образом Мастера и в этой деликатной детали выход за рамки «художественного», «булгаковского» к сакральному, к иконографии. В подтверждении этому следует кульминация – исход битвы. Оказавшись за пределами романа, в поиске той самой истины, Мастер цитирует Евангелие от Марка под музыку Вивальди:

Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь…

Был час третий, и распяли Его.

И была надпись вины Его: Царь Иудейский.

Отзвучат последние такты концерта для скрипки, струнных и бассо континуо, исполненные в аутентичной манере солистом Романом Викуловым и оркестром. А дальше? «Что же, дальше вы могли бы и сами угадать. Любовь выскочила перед нами…» – звучит интродукция к лирической части.

Все построено на полутонах и нюансах–Мастер и Маргарита во времени настоящем не пересекутся. Друг для друга они воспоминание, мечта. Звуки музыкальной шкатулки и диалог влюбленных:

– Вы вообще не любите цветов?

– Нет, я люблю цветы, только не такие. Я розы люблю…

Призрачность происходящего читается в музыкальной части спектакля, превосходно сыгранной под руководством дирижера Ф. Безносикова камерным оркестром: звучит ли Andante симфонии до минор композитора-астронома У. Гершеля или Ария Бразильской Бахианы Э. Вилла-Лобоса. Всё подчеркивает зыбкость момента и красоту происходящего, отвечает эстетики булгаковского романа: хрупкий, буквально выписанный «сфумато» образ Маргариты, поражающий с одной стороны незаурядностью, а вместе с тем лаконичностью и простотой в исполнении актрисы Екатерины Нестеровой; поверженный травлей и разлукой с возлюбленной писатель, драма которого в полной мере прочувствованна актёром Георгием Иобадзе; разнообразная палитра характеров – Понтий Пилат, Воланд, «от Автора», продемонстрированная мастерски Валерием Бариновым. Иной раз возникало желание возразить режиссёру где, дескать, вся эта чертовщина. Как вдруг, будто услышав придирчивый комментарий, направлена будет актриса блуждать в лабиринте сидящих у нотных пюпитров в черных костюмах артистов оркестра. «Маргарита смутно видела что-нибудь.. Ни Гай Кесарь Калигула, ни Мессалина уже не заинтересовали Маргариту, как не заинтересовал ни один из королей, герцогов, кавалеров, самоубийц, отравительниц…» – произносит срывающимся голосом королева бала. – «Фрида, Фрида, Фрида! Меня зовут Фрида, о королева!»

Адский пламень не поглотит душу Маргариты, спасен будет и Мастер. «Все будет правильно, на этом построен мир», – провозгласит знаменитый маг Воланд.

Оглушительная тишина в финале – «Тихая молитва» Г. Канчелли, искусно переданная Анастасией Белуковой (сопрано), Рипсимэ Айрапетянц (скрипка), Лидией Аристовой (виолончель) и камерным оркестром. «Слушай беззвучие, слушай…Они будут тебе играть, они будут петь тебе… И память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя»…

Герои в глубине сцены на возвышении и завершающий молитву одинокий голос сопрано, как поскриптум в конце:

Ангельское пение,

Небо голубое.

Господи помилуй!


Сцена погрузится в темноту, молчание упадет на зрительный зал, который по истечении нескольких минут будет охвачен долгими овациями и «браво». Отказываясь от эффектных решений, автор постановки буквально сталкивает артиста с его героем, выстраивая вокруг удивительные по красоте музыкально-поэтические миры. Из зрителей кто-то заметит «режиссёрский театр», кто-то в ответ «блестящий актерский состав», сражен будет кто-то игрой музыкантов, а кто-то тихо промолвит «спектакль о любви». Да, о любви…


Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS