В Большом зале Консерватории им. П.И. Чайковского представили спектакль-концерт по мотивам романа М. Булгакова – «Вспоминая грядущее. Мастер и Маргарита».
Новую интерпретацию культового романа блистательно сыграли народный артист России Валерий Баринов, актеры Мастерской «12» под руководством Никиты Михалкова Екатерина Нестерова и Георгий Иобадзе. Это десятый спектакль цикла, посвященного наследию русских классиков, поставленного режиссёром Анной Айрапетянц. Музыкальная составляющая прозвучала в исполнении Камерного оркестра под управлением Федора Безносикова – дирижера заметного в когорте российских дирижеров нового поколения.
На сцене царит камерный жанр. Казалось бы все просто: «в подвале маленького домика в одном из Арбатских переулков, в первой комнате, за столом» автор, два героя его романа и разговор неспешный, в котором заново рождается булгаковский сюжет. «Почему Маргарита называет вас мастером?»–обращается писатель к своему герою. «Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал. Роман о Понтии Пилате»,–отвечает Мастер. И в этой простоте предельная ясность–режиссёр пишет гармонию мира, в безмятежном повествовании которого, не вмещающаяся в привычные рамки, пульсирует сама жизнь. И, погрузившись в рукопись Мастера, автор вступает в роковой поединок на стороне Пилата: «Что такое истина?» –возмутит тишину резкими интонациями Валерий Баринов. «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…»–отвечает ему оппонент в лице Георгия Иобадзе. «Пилат напрягся, изгнал видение, вернулся взором на балкон, и опять перед ним оказались глаза арестанта». Актеры без масок–лица открыты, но вместе с тем образ Иешуа прикрыт здесь бережно образом Мастера и в этой деликатной детали выход за рамки «художественного», «булгаковского» к сакральному, к иконографии. В подтверждении этому следует кульминация – исход битвы. Оказавшись за пределами романа, в поиске той самой истины, Мастер цитирует Евангелие от Марка под музыку Вивальди:
Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь…
Был час третий, и распяли Его.
И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
Отзвучат последние такты концерта для скрипки, струнных и бассо континуо, исполненные в аутентичной манере солистом Романом Викуловым и оркестром. А дальше? «Что же, дальше вы могли бы и сами угадать. Любовь выскочила перед нами…» – звучит интродукция к лирической части.
Все построено на полутонах и нюансах–Мастер и Маргарита во времени настоящем не пересекутся. Друг для друга они воспоминание, мечта. Звуки музыкальной шкатулки и диалог влюбленных:
– Вы вообще не любите цветов?
– Нет, я люблю цветы, только не такие. Я розы люблю…
Призрачность происходящего читается в музыкальной части спектакля, превосходно сыгранной под руководством дирижера Ф. Безносикова камерным оркестром: звучит ли Andante симфонии до минор композитора-астронома У. Гершеля или Ария Бразильской Бахианы Э. Вилла-Лобоса. Всё подчеркивает зыбкость момента и красоту происходящего, отвечает эстетики булгаковского романа: хрупкий, буквально выписанный «сфумато» образ Маргариты, поражающий с одной стороны незаурядностью, а вместе с тем лаконичностью и простотой в исполнении актрисы Екатерины Нестеровой; поверженный травлей и разлукой с возлюбленной писатель, драма которого в полной мере прочувствованна актёром Георгием Иобадзе; разнообразная палитра характеров – Понтий Пилат, Воланд, «от Автора», продемонстрированная мастерски Валерием Бариновым. Иной раз возникало желание возразить режиссёру где, дескать, вся эта чертовщина. Как вдруг, будто услышав придирчивый комментарий, направлена будет актриса блуждать в лабиринте сидящих у нотных пюпитров в черных костюмах артистов оркестра. «Маргарита смутно видела что-нибудь.. Ни Гай Кесарь Калигула, ни Мессалина уже не заинтересовали Маргариту, как не заинтересовал ни один из королей, герцогов, кавалеров, самоубийц, отравительниц…» – произносит срывающимся голосом королева бала. – «Фрида, Фрида, Фрида! Меня зовут Фрида, о королева!»
Адский пламень не поглотит душу Маргариты, спасен будет и Мастер. «Все будет правильно, на этом построен мир», – провозгласит знаменитый маг Воланд.
Оглушительная тишина в финале – «Тихая молитва» Г. Канчелли, искусно переданная Анастасией Белуковой (сопрано), Рипсимэ Айрапетянц (скрипка), Лидией Аристовой (виолончель) и камерным оркестром. «Слушай беззвучие, слушай…Они будут тебе играть, они будут петь тебе… И память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя»…
Герои в глубине сцены на возвышении и завершающий молитву одинокий голос сопрано, как поскриптум в конце:
Ангельское пение,
Небо голубое.
Господи помилуй!
Сцена погрузится в темноту, молчание упадет на зрительный зал, который по истечении нескольких минут будет охвачен долгими овациями и «браво». Отказываясь от эффектных решений, автор постановки буквально сталкивает артиста с его героем, выстраивая вокруг удивительные по красоте музыкально-поэтические миры. Из зрителей кто-то заметит «режиссёрский театр», кто-то в ответ «блестящий актерский состав», сражен будет кто-то игрой музыкантов, а кто-то тихо промолвит «спектакль о любви». Да, о любви…