Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 июня 2025 г.
  4. № 25 (6989) (25.06.2025)
Спецпроект Станционный смотритель

Маэстро железных дорог

Без хорошей музыки, как известно, и поезд не тронется с места

25 июня 2025
Исаак Осипович Дунаевский (1900–1955) / РИА НОВОСТИ

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Когда мы вспоминаем Исаака Дунаевского, сразу звучат в памяти его мажорные, маршевые и лирические мелодии. Немудрено, в 1930–1950 е годы он был истинной звездой в замечательной плеяде композиторов-песенников. Быть может, самой яркой. Много ли вы знаете музыкальных творцов, удостоенных знака «Почётному железнодорожнику»?

Его творческая жизнь тесно переплелась со славной летописью отечественных железных дорог. Например, десять лет композитор возглавлял ансамбль песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников. И усилиями Дунаевского этот музыкальный коллектив стал одним из ведущих в стране. Лучшие оркестранты, самые перспективные вокалисты стремились попасть в ансамбль железнодорожников, но для этого требовалось пройти строгий отбор.

Дунаевский связал свою жизнь с наркоматом путей сообщения не по разнарядке и не по настоянию властей. Его по-настоящему вдохновляла скорость и мощь локомотивов, размах промышленного строительства, развёрнутого вокруг стальных магистралей. Так и рождалась целая череда музыкальных образов, которые передавали динамику железных дорог, устремлённых в будущее.

В 1940 году Дунаевский вместе с поэтом Василием Лебедевым-Кумачом написал «Песню железнодорожников»:

На север и запад, на юг и восток

Протянуты ленты железных дорог.

Сквозь горы и чащи

По рельсам блестящим

Бегут паровозы, и тает дымок.


Она стала популярной, часто звучала на вокзалах. Железнодорожники стали считать её своим гимном, гордились, что их профессию воспевают столь известные в стране композитор и поэт-песенник. А маститый творческий тандем тем временем сочинил ещё один марш, посвящённый тем, кто трудится на стальных магистралях:

По горам, по лесам, по долинам

Нашу песню неси, паровоз,

Чтобы пела страна,

Чтоб гудела она –

Миллионом вагонных колёс!


В том же 1940-м композитору присвоили уже упомянутый знак «Почётному железнодорожнику» – наравне с лучшими профессионалами отрасли: машинистами и инженерами. Эту награду он ценил и нередко надевал даже на концерты.

В то время вся страна знала песню Дунаевского на стихи Евгения Долматовского «Дальняя сторожка» – о подвиге железнодорожного обходчика, который не дал «врагу нарушить путь». Вообще, его музыка звучала повсюду: и на демонстрациях, и на танцах, и на дружеских посиделках, и, конечно, в поездах. Удивительно соответствуя и энтузиазму эпохи, и её тревогам.

Первые залпы Великой Отечественной войны застали Дунаевского на гастролях – вместе с ансамблем. Он срочно вернулся в Москву. Обратился к руководству с вопросом: «Чем я могу быть полезен?» Ему предложили выбор: остаться в Москве, получив должность на радио, либо по-прежнему руководить ансамблем железнодорожников, готовить новые программы и выступать с ними по стране. Композитор выбрал второе и вскоре в специальном агитпоезде отправился на гастроли по тыловым частям и госпиталям. Разъезды продолжались почти два года. За это время ансамбль Дунаевского объехал весь Урал, Сибирь, Среднюю Азию и Дальний Восток, побывал в 154 городах и крупных населённых пунктах, дал 615 концертов.

Тот железнодорожный состав называли поющим поездом, иногда – Ноевым ковчегом, в котором собрались оркестранты и певцы, а властвовал грустный автор самых оптимистичных песен Советского Союза. В агитпоезде он узнавал о наступлении немцев, которые приближались к Москве в «суровую осень» 1941 года. Приходил в отчаяние, но всё-таки находил в себе силы, чтобы писать новые песни, создавать программы для ансамбля.

В первые месяцы войны ему удалось написать лишь одну «оборонную» песню, ставшую всенародно известной, – «На врага! За Родину – вперёд!». Ходили даже слухи, что композитор впал в хандру, потерял силы. А он, вглядываясь в лица бойцов, для которых концерты ансамбля железнодорожников нередко были последней радостью тыловой жизни, накапливал впечатления…

Долгие гастроли его ансамбля вошли в историю советского искусства. Тем более что там, в вагонах, создавались настоящие шедевры. 28 мая 1942 года на станции Дивизионная недалеко от Улан-Удэ состоялась премьера песни «Моя Москва». Дунаевский прочитал текст стихотворения Марка Лисянского, опубликованного в журнале «Новый мир», в купе, ставшем для него родным домом, и, пожалуй, впервые за без малого год войны испытал настоящее вдохновение. Вот она, настоящая боевая песня – с верой в победу, с точными словами, воспевающими героический характер нашего солдата! «Я по свету немало хаживал…» – незабываемое начало былины про бойца. В поезде родилась и музыка – непривычно суровая для Дунаевского. Он вложил в неё весь свой ужас перед войной – и восхищение подвигами наших бойцов. «Представьте себе ночь, железнодорожный разъезд, импровизированную сцену, составленную из нескольких платформ, и тут же рядом – составы воинских эшелонов, отправляющихся к фронту: вагоны, платформы с зачехлёнными танками и орудиями, суровые лица бойцов в касках, с автоматами на груди. Этот необычайный концерт навсегда мне запомнился. Волновалась я, конечно же, очень. Вы не представляете, как трудно было сдерживать слёзы: москвичи ведь все мы, а Москва-то далеко, а Москве трудно... Отзвучали последние аккорды. Что творилось! Заставили петь снова. Пять раз подряд исполняли мы эту песню. Видели бы вы лица, в особенности глаза слушавших нас бойцов и командиров! Они светились решимостью и гневом, гордостью и печалью. Это непередаваемо!» – вспоминала певица Марина Бабьяло, исполнившая «Мою Москву» тогда, на Дивизионной.

Кстати, композитор счёл первое исполнение не самым удачным. Он требовал от вокалистов, чтобы даже столь трагическая песня звучала подъёмно и поднимала боевой дух. С тех пор «Моя Москва» стала главной в программах железнодорожного ансамбля и вскоре облетела всю страну: и тыл, и фронт. Злые языки уже не говорили, что Дунаевский кончился, что он великий жизнелюб, неспособный творить в условиях войны. К тому же маэстро написал ещё одну замечательную песню – «Вагоны, вагоны…» на стихи Арго:

Под музыку маэстро солдаты отправлялись на фронт

Это к фронту идут поезда

И с пути не свернут никогда.

Будем бить по врагу,

        чтоб не быть нам в долгу.

Палачам не уйти от суда!

Вагоны, вагоны,

Крутые перегоны,

Огни золотые проносятся вдали.

Столбы верстовые,

Вам видеть не впервые

Героев родимой земли.


Бойцы и командиры отправлялись на фронт под эту песню. Сегодня она не так часто исполняется, как другие популярные произведения художественного руководителя железнодорожного ансамбля. Но в то время «Вагоны…» были необходимы многим. Как и победный гимн 1945 года «Ехал я из Берлина», громко звучавший в солдатских эшелонах. Победным аккордом Великой Отечественной стала именно эта песня Исаака Дунаевского. Ансамбль железнодорожников исполнял её 80 лет назад, летом 1945 года, с особенным вдохновением.

Прошли десятилетия, а мелодии главного музыканта стальных магистралей продолжают звучать в перестуке вагонных колёс.


Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Лорелеи из Еропкинского переулка

    25.06.2025
  • Ленинград Ильи Глазунова

    21.06.2025
  • Под «Зелёным шатром»

    20.06.2025
  • Гран-при – Петербургу

    20.06.2025
  • Плацдарм Николая Шелухина

    18.06.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS