Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 августа 2025 г.
  4. № 33 (6997) (20.08.2025)
Культура

Магия любви

На чай к Изабелле Юрьевой

20 августа 2025
И.Д. Юрьева (1899–2000) / Владимир Вяткин

Евгений Славутин

Публичная лекция Михаила Чехова, прочитанная им в Голливуде за несколько недель до смерти, по смыслу, значению и глубине заключённой в ней идеи, бесспорно, может быть названа Театральным Евангелием XX века. Идея любви как краеугольного камня в творчестве актёра выходит далеко за рамки чисто профессиональной, цеховой и корпоративной деятельности, прорастая своими корнями к самим источникам вдохновения, варварски замутнённым в наше время корыстью, тщеславием и пошлостью.

Перед тем как вы прочтёте это духовное послание Михаила Чехова, я хотел бы рассказать об одной совершенно невероятной встрече, которая, как мне кажется, имеет ко всему этому самое прямое отношение.

Однажды после спектакля «Чёрный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили» ко мне подошла незнакомая женщина и сообщила, что меня хотела бы видеть Изабелла Юрьева. Естественно, что чувство, которое я при этом испытал, было похоже на шок.

Великая Изабелла Юрьева дебютировала в московском театре «Эрмитаж» в 1925 году, а на дворе, если я окончательно не сошёл с ума, был уже 1990‑й. С тем же успехом меня мог хотеть видеть Маяковский или Есенин. Оказалось, что с ума я не сошёл. Это действительно был 1990 год, и это действительно была Изабелла Юрьева.

Несмотря на свой весьма почтенный возраст, а было ей ни много ни мало 88 лет, она излучала столько света, радости и энергии, что я снова испытал чувство, похожее на шок.

Не напроситься к ней в гости, принимая во внимание, что она сама захотела со мной познакомиться, было бы с моей стороны полным безумием. И вот, договорившись о дне и времени визита, я, разумеется, заявился к ней с огромным букетом цветов и внушительной коробкой шоколадных конфет.

Открыв дверь, она с ужасом посмотрела сначала на цветы, потом на конфеты, потом на меня и, сопровождая свою речь немыслимой пластикой рук и перегибов тела, напоминавшей пластику Саломеи в исполнении Иды Рубинштейн, стала упрекать меня в расточительстве, которое я не должен был себе позволять.

Вскоре цветы украсили антикварную вазу, а коробка конфет – старинный стол, накрытый для чайной церемонии. Я потерял бдительность и опрометчиво взял в руки блюдечко с чашечкой чая, по какому-то собственному рецепту приготовленного лично для меня легендарной дивой. Не успел я сделать глоток этого волшебного напитка, как немедленно получил доказательство этой легендарности – из радиоприёмника зазвучал терпкий опьяняющий голос самой Изабеллы Юрьевой. Это снова заставило меня испытать чувство, похожее на шок. На некоторое время я потерял дар речи, но, опередив мои беспомощные комплименты, по понятной причине застрявшие у меня в горле, она как ни в чём не бывало небрежно заметила, что, к сожалению, это не лучшая запись этого романса в её исполнении. В ответ я промычал что-то вроде того: «Куда уж лучше, сейчас уж никто так петь не умеет». С этим при всей своей скромности она не могла не согласиться: «Мы ведь пели без микрофона и своим голосом, а они поют в микрофон не своим. И потом, мы ведь понимали, о чём поём, а они не понимают – для них все слова одинаковые. В одном романсе у меня были такие слова: «И с ненавистью, и с любовью». Но я понимала, что «ненависть» и «любовь» – это разные слова, и пела их по-разному. Сейчас у меня уже нет голоса, но я вам расскажу, как я это пела…» Интересно, как, подумал я и предусмотрительно поставил чашечку с недопитым чаем на блюдечко. Но то, что произошло дальше, я, конечно, не мог предусмотреть, иначе не стал бы держать в руках блюдце с чашкой чая, а заранее поставил бы их на стол. В своё оправдание могу лишь сказать, что до того я ни разу в жизни не чаёвничал с великими певицами и никак не мог предположить, что, даже потеряв голос, они не теряют способности потрясать.

Трудно пересказать её рассказ, потому что словами его передать невозможно. Она как-то совсем невыразительно и бесцветно что-то прошептала про ненависть, но слово «любовь» сказала так, что чашка с чаем вдруг сама по себе отделилась от блюдца и полетела вверх. Слава богу, у меня хватило ловкости поймать её на лету и избежать катастрофы.

Не знаю, можно ли верить греческому мифу о том, что Орфей своим пением мог приводить в движение деревья и камни, но в том, что Изабелла Юрьева с помощью магии слова «любовь» это делать умела, я мог убедиться на собственном опыте.

20 августа заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель театра «МОСТ» Евгений Иосифович Славутин отмечает 77‑й день рождения. Цифра не круглая, но согласитесь – красивая. И совпадает с открытием

26‑го сезона. А 7 сентября родилась народная артистка России, прожившая век, – Изабелла Юрьева. Это эссе было написано в конце 90‑х годов прошлого века как предисловие к книге Михаила Чехова «О любви в нашей профессии».


Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На берегах Невы и Сены

    16.08.2025
  • Большая повесть поколенья

    20.07.2025
  • Он мечтает переделать мир

    07.07.2025
  • К штыку приравняв перо

    30.06.2025
  • «И горькие наши рассказы из первых получены рук…»

    21.06.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Книга Интервью Утрата Новости Театральная площадь ЛГ рейтинг Классики Поэзия Коми Эпоха и лица Анонс Балет Режиссер Поверх барьеров
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS