Александр Кондрашов
Олег Данилов, автор сценариев всех фильмов известного режиссёра Дмитрия Астрахана, умер четыре года назад, но его городские киносказки продолжают выходить. Они отражают нашу жизнь со всеми её, казалось бы, непримиримыми противоречиями, но не окунают с головой в свинцовые мерзости, а, наоборот, помогают выбраться из них: подсказывают точки опоры, вселяют надежду, радуют, возвышают.
С тех пор, как пьеса Олега Данилова «Мы идём смотреть «Чапаева» и фильм по ней («Ты у меня одна») с большим успехом прокатилась по театрам и кинозалам России, прошло много лет и ровно тридцать – после премьеры другого фильма Астрахана – Данилова с похожим названием «Всё будет хорошо», но направленность творчества режиссёра и драматурга неизменна: вера в лучшее, надежда на победу добра и любовь к человеку.
Сюжет похож на «чапаевский» и тоже вполне сказочный: только к неудачливому герою в его малогабаритную квартиру из Америки приезжает не влюблённая в него миллионерша. На этот раз в дом рядового преподавателя колледжа, умученного жизнью, запиленного женой и презираемого дочерью, приходит несусветная красавица, дочь местного олигарха, баллотирующегося в депутаты, и… признаётся ему в любви. Она-де как-то увидела его на улице и влюбилась с первого взгляда.
Поверить в это невозможно, хотя все мы склонны хоть немного, но надеяться на чудо: «А что, а вдруг?» И артисты очень хорошие, они убеждают: Максим Аверин (Вова), Олеся Железняк (жена), Александра Маховикова (дочь) прекрасно отыгрывают эту немыслимую ситуацию, а уж видеть ставшую эталоном женственности Аглаю Шиловскую в роли прекрасной королевны – отдельное удовольствие, ей и играть ничего не надо – только ходи, но она играет, и прекрасной внучке недавно ушедшего замечательного Всеволода Николаевича Шиловского даже начинаешь верить, когда она от лица своей героини говорит, что жизнь светской львицы ей опостылела.
Разумеется, визит сказочной принцессы был идиотским розыгрышем, но обстоятельства этой комедийной, на грани фарса мелодрамы закручены так умело, что мы соглашаемся с их прихотливыми условиями и верим, что дочка олигарха может переехать жить в мытищинскую квартиру к «лоху, презренному неудачнику и ничтожеству». (Кстати, случаи были, вспомним Кристину, дочку миллиардера Онассиса, выскочившую замуж за простого русского служащего, коммуниста Сергея Каузова.)
В нашей жизни, в которую вернулось сословное разделение, внезапные переходы в «класс эксплуататоров» из «класса эксплуатируемых» тоже бывают, но подобные мезальянсы чреваты личностной катастрофой. Однако создателям фильма удалось привести своих героев к хеппи-энду, не слишком нарушая законы природы, правила драматургии и правду жизни.
В этой стремящейся к идеалу мелодраме много хорошего юмора и чистой лирики, есть даже социальная сатира. Среди актёров надо отметить также Виталия Кищенко в роли в меру циничного депутата, сановного отца героини; Никиту Тарасова, сыгравшего его помощника-решалу; Андрея Кайкова (пронырливого коллегу Вовы).
Что касается юбиляра, то его ипостась как телеведущего развлекательных шоу многим не нравится – слишком много патоки, однако актёр он замечательный. В фильме Аверину удалось создать противоположный и довольно сложный образ отнюдь не ничтожества и угодливого холуя, а стойкого, умного и гордого человека, настоящего интеллигента, который смог-таки сохранить достоинство, отстоять свою независимость и наконец обрести себя, найдя дело по сердцу.
Сказка, ложь? Да! Но уж больно хорошие намёки и добрым молодцам уроки. Хочется, чтобы на нашем ТВ их было побольше.