Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 сентября 2024 г.
  4. № 37 (6951) (18.09.2024)
Литература

Малая Родина в изображении Виктора Бокова

К 110-й годовщине со дня рождения народного поэта России

19 сентября 2024

19 сентября 2024 года – 110-ая годовщина со дня рождения одного из выдающихся русских поэтов XX – начала XXI в. Виктора Фёдоровича Бокова (1914 – 2009).

Боков В.Ф. – уроженец деревни Язвицы, находящейся близ древнего Сергиева Посада. Боков с детства глубоко воспринял и позже ярко, творчески переосмыслил окружавшую его жизнь — русскую природу, деревенский быт, народное слово малой родины, духовную культуру России.

Родина! Прижмусь к тебе щекой,

Упаду на землю навзничь.

Если спросят:

— Кто такой?

— Сын крестьянина из Язвиц.


Так с полным правом сказал поэт, который во все времена, добрые и худые — оставался неподкупным «Пименом» российской истории. Но, несмотря на то, что самого поэта «мать-мачеха» история кромсала, он ни разу не усомнился в своём сыновнем чувстве, в своей любви к Родине.

Меня спросите: —

Россию любишь?

 И я отвечу! Я скажу!

 — Люблю Россию!

 — Служу России!

И в этом счастье нахожу.


«Программа» поэта, по его признанию, такова: «Судьба моя была нелегкой. Утверждать жизнь, а это в поэзии, на мой взгляд, главное, приходилось преодолением бед и невзгод. Я не ныл. Я не жаловался. Кому нужно нытьё? Кого оно подымет? Кому даст крылья? Мужество, жизнеутверждение, надежду, радость, веру в лучшее — вот что должен нести поэт. Это моя программа». Это жизнелюбие, особый боковский стиль. Творческое развитие поэтом фольклорной традиции констатировали и ведущие литературоведы, ещё в середине XX в. (например: Ал. Михайлов, см. также статьи В.М. Головко, книги В.И. Самсонова и других): «Боков — поэт большого жизнелюбия и оптимистического мироощущения, на его поэтическом небосклоне не увидишь даже лёгкого облачка, не то чтобы тучки. Вместе с тем его философия не имеет ничего общего с потребительским отношением к жизни. Поэт очень хочет, чтобы она дарила людям много радостей, чтобы в жизни нам чаще встречалось прекрасное.

Жизнелюбивый характер, легковозбудимый темперамент, кипучая эмоциональность лирического героя тоже имеют корни в народной почве, в фольклоре, в том его потоке, который представлен фантастическими сказками, удалыми молодецкими побасками и частушками, любовной лирикой».

Так вот она — милая сердцу Отчизна!

Так прост её профиль, так скромен наряд.

Туман разостлался внизу, как овчина,

И тихо по склонам рябины горят.


Откуда-то тянет и тмином и дымом,

Крепчает рассол огуречный в чанах.

С морозцем в обнимку, как с другом любимым,

На грядках капуста стоит в кочанах.


Никто другой в литературе рубежа XX – XXI вв. не чувствовал в такой мере русской сути, русской души, русского слова, как В.Ф. Боков.

На лестнице жизни

Сколько людей поскользнулось,

Сколько упало и к нам не вернулось!

Матушка, ты мне всегда говорила:

— Крепче, сыночек, держись за перила!


Боков — народный поэт России в самом точном, и истинном смысле этого слова. Поэт, способный писать о русском народе, достоин народной памяти. Его любила и пела вся страна.

Поэзия Бокова является важным духовным фактором общественного, национального развития.

Поэзия не печь-времянка,

Не гать, которую мостят.

Она и баба, и дворянка,

Где ошибётся — ей простят.


Она бывает глуповата,

Уведомил в том Пушкин нас,

Желание одно лишь свято.

Чтобы огонь не гас.


Чувство прекрасного, чувство любви к малой родине, деревне Язвицы, у В.Ф. Бокова естественное, прирождённое, впитанное с молоком матери. Это чувство, как и вдохновение, рождается, возникает из отношений с жизнью, людьми, природой.

У Бокова есть рассказ, как к нему пришли первые стихи: «Была летняя ночь, на реке Кунья закинул вершу, когда вытащил, в ней трепетало, билось живое сердце реки Куньи — рыба. У меня родилось стихотворение»:

Вечер золото веснушек,

Рассыпает в небеса.

На реке под крик лягушек,

Опрокинулись леса.


Ещё в детстве он собирал деревенские песни и пословицы. Их накопилась целая тетрадь. Когда в Литературном институте стали изучать фольклор, сказал однокурсникам: «Я всё это прошёл в детстве». Боков уже владел формой народного стиха, теоретически не изучая её.

Будучи школьником, он уже писал стихи. Отец принёс ему прекрасную толстую «амбарную» тетрадь и подарил для записи стихов. Одно из стихотворений, которое сохранила сестра Вера, было помещено в стенной школьной газете в октябре 1924 г.:

Мать сказала:

— Не шали,

В огород не лазай.

Лучше гривенник возьми

И купи в «Лабазе».

Наш «Лабаз»

Богатым был.

Шёл в «Лабаз» богатым,

И на гривенник купил

Плитку шоколада.

Сам не съел,

Принёс домой.

— Мама, это — к чаю.

— Молодец, сыночек мой, —

Мать со слезой сказала.


Вот что рассказал автор о трагической судьбе своих первых произведений: «1924 год. Окончил третий класс. Июнь. Каникулы. Рано утром пошли с Димкой Деминым, моим двоюродным братом, он моложе меня на два года, на мельницу, на запруду, ловить в омуте рыбу и раков. В запруде был клёв карасей. Ловили удочкой и наметкой. Слышу крик, откуда-то сверху:

— Витька-а-а-а!

Я бросаю ловлю, поднимаюсь на берег, вижу: бежит Ленька Гробов из нашего класса.

— Чего кричишь? Рыбу распугаешь. Чего тебе?

— Витька, тебя в школу вызывают.

Я спустился к воде, Димка стоял с удочкой и ждал клёва.

— Что случилось? — не глядя на меня, спросил он.

— Меня в школу вызывают. Надо идти.

Собрав рыболовные снасти, мы вместе пошли в школу. Дорога заняла минут 20. Захожу в учительскую. За столом, кроме директора школы Пугачёвой Марии Герасимовны и нашей учительницы Серафимы Георгиевны, были и незнакомые мне люди. Директор обращается ко мне:

— Скоро пройдёт районная конференция, где мы должны представить одарённых детей. Ты стихи пишешь?

— Да, пишу, но они у меня дома.

— Сможешь принести?

— Да. Я сейчас сбегаю и принесу тетрадь со стихами.

Мы с Димкой, он меня ждал на улице, побежали в деревню. По крыльцу вбегаю в дом и — к комоду. Выдвигаю верхний ящик комода, где лежала заветная тетрадь, достаю, перелистываю, изумлённо думая: «А где мои стихи?» Гляжу, ни одной страницы нет, в этой тетради. Всё вырвано. В это время в горницу заходит отец:

— Витька, ты чего там ищешь?

— Вот тетрадь, я в нее стихи записывал.

— Прости, сынок, а я её всю искурил. Бумага хороша».

Самоощущение дара, словесного дара, поддерживали в своё время в молодом поэте крупнейшие русские писатели XX в. – Михаил Пришвин, Леонид Леонов, Андрей Платонов, Борис Пастернак, Михаил Исаковский, Михаил Шолохов, Леонид Мартынов. Но особую роль в становлении Виктора, как поэта, сыграла его мама Софья Алексеевна. О ней Боков писал:

У матери моей была пословица,

Она всю жизнь во мне хранится,

— Очиститься, потом покаяться

И добрым людям поклониться.


У матери моей была привычка

Прилюдно повторять в собранье женщин:

Бела, светла лицом пшеничка,

Рожь потемней, но свету в ней не меньше!


У матери одно присловье пелось,

Она была всегда озарена.

Ей потому в любой беде терпелось,

Что мать своей семье была верна.


Виктор Боков — это поэт, для которого сама жизнь является творчеством, а творчество жизнью. «Жизнь и Поэзия одно» — так словами В.А. Жуковского можно определить его художественный феномен. А может ли быть иначе? Слово поэта о матери, о малой родине, о России отзывается во многих душах, так как оно утверждает красоту, человечность, доброту и мужество.

Русский семейный деревенский родной быт поэт изобразил так:

Самовары на столах,

Семьи в сборах и в согласье.

У невест на рукавах

Петухи поют о счастье.

С блюдца пьют, как из реки,

Седовласые Гомеры.

Язвицкие старики

Водохлёбы, водомеры.

Двадцать чашек дед мой пьёт

Ухает болотной выпью,

Двадцать первую нальёт,

Погодит и тоже выпьет.


Светлое ощущение жизни выражается в творчестве Бокова плетением реальных фактов и фольклорных образов, былого и созданного поэтическим воображением...

Своеобразие его поэтического искусства определяется высоким, органическим синтезом вековых деревенских традиций и художественно-философского мышления нового времени.

Стержневые основы творчества Виктора Бокова — человек и природа, личность и история, добро и зло, духовность и прагматизм, творческое отношение к жизни и любовь к родной земле, к России — раскрываются в свете народных этических представлений, с высоты исторического опыта.

Русь, как баба, терпелива

И устойчива в беде!

Мне она постель стелила

То в сарае, то в избе.

Чёрной коркой угощала,

Крупной соли положив.

На жиры не совращала,

Не до жиру, был бы жив!


Радость жизни скоротечной

По дешёвке не скупал,

И нигде бесчеловечно

Никогда не поступал.

Что же — я пою иль плачу

От нахлынувших скорбей?

Просто я от вас не прячу

Биографии своей!


Состоянием духа глубоко национального поэта, всегда имеющего в виду общечеловеческий идеал, обусловлены его искания в области художественной формы.

В большую литературу Боков вошёл на волне подъёма общественного, национального самосознания рубежа 1950 –1960-х гг. и сам стал художественным олицетворением этих эпохальных процессов.

В конце 1950-х гг. многих поразило и притянуло, как магнитом, полузабытое слово «Россия», давно вытесненное из памяти и словаря новых поколений аббревиатурами СССР и РСФСР. В сборнике стихов В.Ф. Бокова «Яр-Хмель» 1958 г. горит звезда России:

Россия!

Сказал это слово и замер,

И руки обнять тебя

Вдаль распростёр.

Ты смотришь такими

Большими глазами,

Какие имеются лишь у озёр.

(…)


Видеофильм, созданный В.И. Самсоновым о В.Ф. Бокове, назван «Я — весь Россия!», и это не просто поэтический образ, а важнейший в художественном мире поэта ценностно-смысловой центр, к которому сходятся все его мотивы и темы. Этот образ становится ёмкой формулой выражения общей исторической судьбы народа:

Я слышал Россию.

В некошеном жите.

Всю ночь говорил

Коростель о любви.

А сам-то я что,

Не Россия, – скажите?

И сам я – Россия!

И предки мои.


Какой же непростою оказывается кажущаяся завидная, завораживающая простота боковского стиха! Кому-то судьба идти к этой ясности мысли, используя выражения путём длительного внутреннего развития, а В.Ф. Бокову это дано от Бога, от земли русской, от народа. Нет, эта простота, конечно же, достигается также и одухотворённым трудом, любовью к народу, любовью к своей малой родине — деревне Язвицы.

Прими, земля, земной поклон

И приласкай родного сына!

Ну, здравствуй, мой любимый клён,

Давно ль к тебе пришла рябина?


Я к вам спешил издалека,

Меня в пути не задержала

Ни степь, ни горная река,

Ни снег большого перевала.


Как постарел ты, дом родной,

Ступеньки у крыльца стесались.

А было время вы со мной

И днём и вечером встречались.


И редкий день не вспоминал

В чужом краю, под небесами

Деревню: сад, и сеновал,

И поле с грустными овсами.


В поэзии В.Ф. Бокова всё является подлинным, настоящим. Россия потому и запела «Оренбургский пуховый платок», что платок был куплен для мамы поэта Софьи Алексеевны. Людей глубоко тронули искренность, нежность, тепло души, то, чем они всегда дорожили и дорожат. В произведениях большого художника всегда живёт правда: «И святое своё убеждение — я клянусь — не отдам никому!». Именно поэтому Боков не просто читаемый, а любимый поэт, слово которого сопровождает человека на его жизненном пути, рождает в нём самое лучшее.

Утверждая в своем творчестве высшую ценность — любовь к родине, любовь к деревенской жизни, матери, Боков открывает перед каждым человеком светлую перспективу совершенствования и нравственного самосозидания.

Поэзия В.Ф. Бокова ориентирована на вечные непреходящие ценности. Их обретение и есть счастье, которым поэт готов с любым из нас поделиться.

Ещё раз обратимся к словам и образам поэта:

Поэт — как все.

Как ты, как я,

И та же в нем основа.

Такой же пламень бытия,

Но с божьим даром слова.


Одно из первых стихотворений Бокова, от августа 1924 г., было приведено в начале статьи: «Мать сказала, не шали...». Муза поэтического слова пребывала с Боковым 80 лет. Последнее стихотворение им написано 16 августа 2004 г.:

Не стрелял я в человека,

Никого не убивал.

От меня не стал калекой

Ни бродяга, ни нахал.

Я не целился в кого- то,

Честно я с людьми дружу,

Потому и за ворота

Без опаски выхожу.

— Эй, Сергеич, чем расстроен,

Не звонишь в колокола?

— Мне вчера моя Прасковья

Две пощёчины дала.

— Ты прости её заранее,

Не груби, не смей кричать,

Жизнь живая не в романе,

А в умении прощать.


— А в умении прощать! — С этими словами Боков открывает калитку, прикрытую веточкой.

—Вы ко мне? А мы знакомы?

У калитки стоит соседский Никитка. Немного смущенный мальчуган лет пяти.

Смущаясь, протянул ручку для рукопожатия.

— Это прекрасно. Знайте я не Пушкин, не Лермонтов и не Есенин я просто Виктор Боков. Вы к нам в гости? Проходи.

Никитка перешагнул порожек калитки и, взявшись за руки, они пошли по усыпанной золотой россыпи яблоневой листвы. В саду под каждой яблонькой лежал ковер из желто-восковых, ароматных яблок.

— Прекрасная пора, очей очарованье. — Вдыхая яблочный аромат, прочел Виктор Фёдорович.

Никитка ушёл с подаренными плодами. Мы остались в саду.

— Я не удивляюсь, что в гости пришёл соседский мальчик. Наш дом для всех открыт. Однажды пришла лошадь. Я был на улице.

Через забор вижу гостя. Открываю калитку, она смотрит на меня добрыми глазами. Ну как отпустить такое доброе создание без угощения. Дал яблоко, большое и восково-красное из-под яблоньки «белый налив».

Идём к летней кухне.

— Вот моё богатство — два берёзовых пня. Они напоминают детство. Идёшь в лес за ягодой, орехами или грибами, устанешь, садишься на пенёк и чувствуешь, как через тебя проходит живая энергия родной земли. Около отцовского дома стояли берёзовые пенёчки. На одном рубили дрова, на другом плоды огорода для птицы и живности, на третьем отдыхали. А здесь, на днях шел, думал о яблоне, а тут под ногами красный клевер, такой нежный, такой поэтически ароматный. Да, у природы человек может многому научиться.

Природа у Бокова — это вовсе не «тема» моего творчества, это вся моя поэзия».

Владимир Самсонов, биограф поэта Бокова В.Ф.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Рыцарь здравого смысла

    07.07.2025
  • Из камина возьму уголёк

    06.07.2025
  • Опять гремит за терриконами

    06.07.2025
  • Конан Дойл / Дэн Браун турецкой литературы

    05.07.2025
  • Способ переписать явь

    05.07.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS