В 1987 году, к 150-летию со дня гибели великого русского поэта, известный молдавский литератор Андрей Лупан написал очерк «Пушкин – это и наше наследие». Время было беспокойное, в обществе витали идеи «самоопределения и национального подъёма»: в Кишинёве митинги, жизнь бурлит. Пронзительные слова не грешившего против творческой и человеческой совести Лупана о Пушкине и молдавской культуре упали, увы, в пустоту. Поменялось ли что-либо с того времени?
Вспоминается мысль из Экклезиаста: «Канут слова мудреца в пустоту, ибо шум и споры заполнят площади и заглушат их. Вспомнят спустя время люди о том, что сказано было мудрецом, и усовестятся и очеловечится их лик и светлая печаль падёт на город, в котором криками своими, заглушив слово мудреца, когда-то торжествовали глупцы!».
Глупость в перестроечную пору часто подминала здравый смысл. И не только в Кишинёве… Не только у нас всплыли приспособленцы и предатели. Некоторые ученики Лупана, бывшие выпускники сельских школ, которым он помог стать писателями или поэтами, стали вдруг ярыми националистами с антисоветским уклоном. Учителя они подвергали обструкции даже за его подпольное антифашистское прошлое, верность принципам интернационализма, восхищение Пушкиным.
Подобные настроения живы – до многих не дошло, «что было сказано мудрецом». Поныне радикальные националисты прорумынского крена, хулители эпохи «Великих преобразований на земле молдавской», называют Лупана, даже толком не зная его творчества, певцом партократии, ставят в упрёк «политику русификации» и подавления национального самосознания. И это вещают те, кто в пору, когда Андрей Лупан был во главе Союза писателей Молдавии, в рот ему заглядывали и как должное принимали блага в виде премий, возможностей издаваться, получать квартиры вне очереди, ездить в престижные дома отдыха.
Эти персонажи теперь плывут в русле олигархической клановой группировки под флагом Демпартии Владимира Плахотнюка, которая хоть и не очень успешно выступила недавно на выборах в парламент, но держит прежний курс радикальных русофобов. Тут и Пушкин кстати. Из замшелых запасников достаются и забрасываются в Сеть материалы о «конфликте Пушкина» и молдавской интеллигенции, вспоминаются его цитаты «о проклятом Кишинёве», о том, что отповедь Пушкину, якобы «оскорбившему весь молдавский народ», дал классик молдавской и румынской литературы Василе Александри. Однако спорные, порой не «политкорректные» юношеские эскапады Пушкина при его жизни даже не издавались – поэт знал им цену, как чему-то сказанному в сердцах.
Время их первого обнародования, кстати, «случайно» совпало с общеевропейской русофобской прелюдией к Крымской войне (1853–1856). Инициатором акции стал не кто иной, как убийца Пушкина Жорж Дантес, курировавший Дунайские княжества, объединившиеся потом в государство Румыния. Вокруг всего этого пляшут теперь русофобские электронные СМИ, аффилированные с Демпартией.
Что можно противопоставить принижению памяти поэта в год 220-летия со дня его рождения? Можно, конечно, вспомнить мысли мудреца – Андрея Лупана. Он, например, писал: «Гений Пушкина всегда придавал блеск Кишинёву и Бессарабии в целом. Время отсеяло всё преходящее, развеяло напыщенную ненужность сменявшихся здесь правителей, но сохранило до единого слова власть пушкинской поэзии над людьми… Навеки отпечаталось также в наших душах живое эхо тех бессарабских закоулков, дорог и троп, по которым хаживал ссыльный поэт».
Но на это наплевать «демкоалиции». Их отношение к Пушкину, как и позицию властей – примарии (мэрии) Кишинёва, отражает состояние дома-музея поэта в столице. Сказать, что оно плачевно – не сказать ничего. Здание разрушается, музей приходит в упадок. Ощущение, что делается всё, чтобы он попросту исчез. И тут стоит вновь обратиться к заметкам Андрея Лупана: «Оглянемся на 1947 год, когда строение это было давно и надолго похоронено под кучей руин посреди болота. В том страшном голодном году… (было принято решение) о восстановлении (реставрации) дома Пушкина. Массовое участие приняла рабочая и студенческая молодёжь, старшеклассники, солдаты-стройбатовцы и горстка писателей... Аккурат к 150-летию поэта здесь разместился Музей А.С. Пушкина, вошедший со временем в пятёрку важнейших пушкинских музеев СССР... На фоне послевоенной разрухи и опустошения, оставленного фашистской оккупацией, эта работа представляет собой фундамент нашей национальной культуры».
Культура не должна становиться заложницей политических баталий. Это очевидно любому, кто ценит книжное знание и осознаёт национальную культуру как приток великой реки культуры мировой, общечеловеческой. Лупан писал, что «…для нас очень важна любая дополнительная подробность, любой малоизвестный факт из бессарабской главы творческой биографии А.С. Пушкина. Говоря о благотворном влиянии А.С. Пушкина на наших писателей, литературоведы ссылаются прежде всего на поэму «Цыганы», сюжет которой и некоторые персонажи перекочевали, можно сказать, в «Историю одного золотого» нашего Василе Александри. Впрочем, автор и не отрицал этого, но и не придавал значения...».
Все знают, что Кишинёв давно запутался в политической паутине. Под шумок дебатов о возможных коалициях в избранном в марте парламенте, хитросплетениях расклада разных сил процесс уничтожения пушкинского наследия набирает обороты. Националистические партии сливаются в ядовитую коалицию, для которой русофобия и нападки на Пушкина и Россию – обычное дело. Хотя на этом фоне заметно и другое. Работа по сбережению и упрочению материальных свидетельств южной ссылки поэта приобрела характер всё более ширящейся общественной кампании. К ней подключаются учёные-пушкинисты, преподаватели русского языка и литературы, деятели культуры, журналисты, студенты. Ведь для очень многих имя Пушкина – совсем не пустой звук. Включился в кампанию и аппарат президента РМ Игоря Додона.
Как там видят ситуацию, можно понять из информационного сообщения, которое прозвучало 5 апреля на канале ACCENT TV: «Одна из главных культурных достопримечательностей Кишинёва – дом купца Наумова, где в 1820 году остановился великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, – в опасности. Сегодня Дом-музей Пушкина, куда регулярно с экскурсиями приезжают школьники со всех уголков страны, нуждается в срочном ремонте. Усугубляет ситуацию строительство по соседству нескольких многоэтажных жилых комплексов... Музей был открыт в середине прошлого века – в 1948 году, а в 1985 году в его ведение передали несколько соседних зданий, а также сквер. Так образовался музейный комплекс. Тогда же, в 1985 году, последний раз в доме-музее проводились ремонтные работы... Спустя 34 года всё в плачевном состоянии: потолок сыпется, трещины по стенам, крыша может не выдержать очередной обильный дождь».
Ситуацию по моей просьбе пояснил советник президента РМ по вопросам науки, культуры и исследований Корнелиу Попович (на фото внизу): «К нам в Президентуру поступили многочисленные обращения от посетителей, побывавших в доме-музее, и они нам сообщили, что есть серьёзнейшие проблемы. Мы решили информацию проверить. В первую очередь, конечно, речь о техническом состоянии здания. Побывали в доме-музее и констатировали, что сообщения, поступившие к нам, правдивы».
К этому надо добавить, что положение усугубилось после 2010 года, когда рядом стали возводить многоэтажный жилой комплекс. Разрешение на его строительство получили без консультаций с Агентством по инспектированию и реставрации памятников. Его директор Ион Штефаницэ заявил для прессы: «Тогда, в 2010 году, незаконные работы здесь были остановлены. Условие возобновления стройки было следующее – застройщик должен был привести в порядок проектную документацию, проконсультировавшись с Национальным советом исторических памятников. И только тогда, когда приведут документы в порядок, в дальнейшем все работы должны были протекать так, чтобы не наносить вреда историческому объекту».
И что же? Работу строителей приостановили, но ненадолго. На фоне чехарды со сменами правительств и коррупционных скандалов стройка потихоньку ожила, и сегодня первый из трёх многоэтажных жилых домов построен. Дом-музей поэта продолжает разрушаться. Если возведение жилых домов не остановить (ведь используется крупнотоннажная техника), дойдёт до полного разрушения пушкинского дома. Крыша здания серьёзно пострадала при апрельских снегопадах 2017 года, до сих пор не отремонтирована и находится в критическом состоянии. Во время инспекции сотрудников аппарата президента страны всплыла ещё одна тема – с коррупционным душком.
Крышу дома-музея уже впору поддерживать руками |
Корнелиу Попович отмечает: «Немало времени прошло с тех пор, как под давлением общественного мнения нынешнее правительство выделило два миллиона леев, чтобы запустить процесс реконструкции. В первую очередь должны были решить проблемы, которые возникли после апрельских снегопадов 2017 года. Но ничего не сделано». Корнелиу Попович отмечает также, что, по неофициальной пока информации, из двух миллионов леев несколько сот тысяч истратили на разработку проекта реконструкции, однако документа никто и не видел. Это подтверждают в Агентстве по инспектированию и реставрации памятников. «Министерство образования, культуры и исследований выделило финансовые средства для разработки эскиза проекта и проекта самих работ. Документ должен будет решить определённые проблемы. Это и крыша, и кровля, которые нужно заменить», – говорит директор агентства Ион Штефаницэ. Но, по его словам, для того, чтобы средства были выделены, Министерству образования, культуры и исследований придётся перенаправить на это деньги, предназначенные на другие цели. И появляется законный вопрос: в таком случае получается, что включённые в бюджет Минкульта два миллиона леев для реставрации Дома-музея Пушкина больше там не числятся? Тогда кто и куда их перенаправил?
«Никто не знает, что с этими деньгами, – сокрушается Корнелиу Попович. – Мы сделаем соответствующие запросы, чтобы получить информацию о том, куда «исчезли» немалые средства».
Пока продолжается бюрократическая чехарда, общественность Кишинёва, активные граждане намерены действовать ещё решительнее, чтобы преломить ситуацию. И снова к месту слова Андрея Лупана: «Куда бы ни заносила его капризная судьба, Пушкин повсюду оставлял неистребимые следы своей личности, в том числе в воспоминаниях современников... Сохраним же для потомков эту связь времён!»
Может, и в России проявят в связи со всем этим бульшую обеспокоенность? Ведь и Минкульт, и МИД РФ должны проявить интерес к тому, чтобы память об Александре Пушкине в Молдавии оберегалась во благо наших народов и культур.
Автор выражает благодарность поэту и переводчику Борису Тихоновичу Мариану за предоставленный архивный материал.