Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 апреля 2019 г.
  4. № 15 (6687) (17.04.2019)
Политика Позиция

Манкуртизм по-молдавски

В Кишинёве гибнет Дом-музей Пушкина. России всё равно?

17 апреля 2019



В 1987 году, к 150-летию со дня гибели великого русского поэта, известный молдавский литератор Андрей Лупан написал очерк «Пушкин – это и наше наследие». Время было беспокойное, в обществе витали идеи «самоопределения и национального подъёма»: в Кишинёве митинги, жизнь бурлит. Пронзительные слова не грешившего против творческой и человеческой совести Лупана о Пушкине и молдавской культуре упали, увы, в пустоту. Поменялось ли что-либо с того времени?


Вспоминается мысль из Экклезиаста: «Канут слова мудреца в пустоту, ибо шум и споры заполнят площади и заглушат их. Вспомнят спустя время люди о том, что сказано было мудрецом, и усовестятся и очеловечится их лик и светлая печаль падёт на город, в котором криками своими, заглушив слово мудреца, когда-то торжествовали глупцы!».

Глупость в перестроечную пору часто подминала здравый смысл. И не только в Кишинёве… Не только у нас всплыли приспособленцы и предатели. Некоторые ученики Лупана, бывшие выпускники сельских школ, которым он помог стать писателями или поэтами, стали вдруг ярыми националистами с антисоветским уклоном. Учителя они подвергали обструкции даже за его подпольное антифашистское прошлое, верность принципам интернационализма, восхищение Пушкиным.

Подобные настроения живы – до многих не дошло, «что было сказано мудрецом». Поныне радикальные националисты прорумынского крена, хулители эпохи «Великих преобразований на земле молдавской», называют Лупана, даже толком не зная его творчества, певцом партократии, ставят в упрёк «политику русификации» и подавления национального самосознания. И это вещают те, кто в пору, когда Андрей Лупан был во главе Союза писателей Молдавии, в рот ему заглядывали и как должное принимали блага в виде премий, возможностей издаваться, получать квартиры вне очереди, ездить в престижные дома отдыха.

Эти персонажи теперь плывут в русле олигархической клановой группировки под флагом Демпартии Владимира Плахотнюка, которая хоть и не очень успешно выступила недавно на выборах в парламент, но держит прежний курс радикальных русофобов. Тут и Пушкин кстати. Из замшелых запасников достаются и забрасываются в Сеть материалы о «конфликте Пушкина» и молдавской интеллигенции, вспоминаются его цитаты «о проклятом Кишинёве», о том, что отповедь Пушкину, якобы «оскорбившему весь молдавский народ», дал классик молдавской и румынской литературы Василе Александри. Однако спорные, порой не «политкорректные» юношеские эскапады Пушкина при его жизни даже не издавались – поэт знал им цену, как чему-то сказанному в сердцах.

Время их первого обнародования, кстати, «случайно» совпало с общеевропейской русофобской прелюдией к Крымской войне (1853–1856). Инициатором акции стал не кто иной, как убийца Пушкина Жорж Дантес, курировавший Дунайские княжества, объединившиеся потом в государство Румыния. Вокруг всего этого пляшут теперь русофобские электронные СМИ, аффилированные с Демпартией.

Что можно противопоставить принижению памяти поэта в год 220-летия со дня его рождения? Можно, конечно, вспомнить мысли мудреца – Андрея Лупана. Он, например, писал: «Гений Пушкина всегда придавал блеск Кишинёву и Бессарабии в целом. Время отсеяло всё преходящее, развеяло напыщенную ненужность сменявшихся здесь правителей, но сохранило до единого слова власть пушкинской поэзии над людьми… Навеки отпечаталось также в наших душах живое эхо тех бессарабских закоулков, дорог и троп, по которым хаживал ссыльный поэт».

Но на это наплевать «демкоалиции». Их отношение к Пушкину, как и позицию властей – примарии (мэрии) Кишинёва, отражает состояние дома-музея поэта в столице. Сказать, что оно плачевно – не сказать ничего. Здание разрушается, музей приходит в упадок. Ощущение, что делается всё, чтобы он попросту исчез. И тут стоит вновь обратиться к заметкам Андрея Лупана: «Оглянемся на 1947 год, когда строение это было давно и надолго похоронено под кучей руин посреди болота. В том страшном голодном году… (было принято решение) о восстановлении (реставрации) дома Пушкина. Массовое участие приняла рабочая и студенческая молодёжь, старшеклас­сники, солдаты-стройбатовцы и горстка писателей... Аккурат к 150-летию поэта здесь разместился Музей А.С. Пушкина, вошедший со временем в пятёрку важнейших пушкинских музеев СССР... На фоне послевоенной разрухи и опустошения, оставленного фашистской оккупацией, эта работа представляет собой фундамент нашей национальной культуры».

Культура не должна становиться заложницей политических баталий. Это очевидно любому, кто ценит книжное знание и осознаёт национальную культуру как приток великой реки культуры мировой, общечеловеческой. Лупан писал, что «…для нас очень важна любая дополнительная подробность, любой малоизвестный факт из бессарабской главы творческой биографии А.С. Пушкина. Говоря о благотворном влиянии А.С. Пушкина на наших писателей, литературоведы ссылаются прежде всего на поэму «Цыганы», сюжет которой и некоторые персонажи перекочевали, можно сказать, в «Историю одного золотого» нашего Василе Александри. Впрочем, автор и не отрицал этого, но и не придавал значения...».

Все знают, что Кишинёв давно запутался в политической паутине. Под шумок дебатов о возможных коалициях в избранном в марте парламенте, хитросплетениях расклада разных сил процесс уничтожения пушкинского наследия набирает обороты. Националистические партии сливаются в ядовитую коалицию, для которой русофобия и нападки на Пушкина и Россию – обычное дело. Хотя на этом фоне заметно и другое. Работа по сбережению и упрочению материальных свидетельств южной ссылки поэта приобрела характер всё более ширящейся общественной кампании. К ней подключаются учёные-пушкинисты, преподаватели русского языка и литературы, деятели культуры, журналисты, студенты. Ведь для очень многих имя Пушкина – совсем не пустой звук. Включился в кампанию и аппарат президента РМ Игоря Додона.

Как там видят ситуацию, можно понять из информационного сообщения, которое прозвучало 5 апреля на канале ACCENT TV: «Одна из главных культурных достопримечательностей Кишинёва – дом купца Наумова, где в 1820 году остановился великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, – в опасности. Сегодня Дом-музей Пушкина, куда регулярно с экскурсиями приезжают школьники со всех уголков страны, нуждается в срочном ремонте. Усугубляет ситуацию строительство по соседству нескольких многоэтажных жилых комплексов... Музей был открыт в середине прошлого века – в 1948 году, а в 1985 году в его ведение передали несколько соседних зданий, а также сквер. Так образовался музейный комплекс. Тогда же, в 1985 году, последний раз в доме-музее проводились ремонтные работы... Спустя 34 года всё в плачевном состоянии: потолок сыпется, трещины по стенам, крыша может не выдержать очередной обильный дождь».

Ситуацию по моей просьбе пояснил советник президента РМ по вопросам науки, культуры и исследований Корнелиу Попович (на фото внизу): «К нам в Президентуру поступили многочисленные обращения от посетителей, побывавших в доме-музее, и они нам сообщили, что есть серьёзнейшие проблемы. Мы решили информацию проверить. В первую очередь, конечно, речь о техническом состоянии здания. Побывали в доме-музее и констатировали, что сообщения, поступившие к нам, правдивы».

К этому надо добавить, что положение усугубилось после 2010 года, когда рядом стали возводить многоэтажный жилой комплекс. Разрешение на его строительство получили без консультаций с Агентством по инспектированию и реставрации памятников. Его директор Ион Штефаницэ заявил для прессы: «Тогда, в 2010 году, незаконные работы здесь были остановлены. Условие возобновления стройки было следующее – застройщик должен был привести в порядок проектную документацию, проконсультировавшись с Национальным советом исторических памятников. И только тогда, когда приведут документы в порядок, в дальнейшем все работы должны были протекать так, чтобы не наносить вреда историческому объекту».

И что же? Работу строителей приостановили, но ненадолго. На фоне чехарды со сменами правительств и коррупционных скандалов стройка потихоньку ожила, и сегодня первый из трёх многоэтажных жилых домов построен. Дом-музей поэта продолжает разрушаться. Если возведение жилых домов не остановить (ведь используется крупнотоннажная техника), дойдёт до полного разрушения пушкинского дома. Крыша здания серьёзно пострадала при апрельских снегопадах 2017 года, до сих пор не отремонтирована и находится в критическом состоянии. Во время инспекции сотрудников аппарата президента страны всплыла ещё одна тема – с коррупционным душком.

 4-5-музей пушкина 1.jpg
 Крышу дома-музея уже впору поддерживать руками


Корнелиу Попович отмечает: «Немало времени прошло с тех пор, как под давлением общественного мнения нынешнее правительство выделило два миллиона леев, чтобы запустить процесс реконструкции. В первую очередь должны были решить проблемы, которые возникли после апрельских снегопадов 2017 года. Но ничего не сделано». Корнелиу Попович отмечает также, что, по неофициальной пока информации, из двух миллионов леев несколько сот тысяч истратили на разработку проекта реконструкции, однако документа никто и не видел. Это подтверждают в Агентстве по инспектированию и реставрации памятников. «Министерство образования, культуры и исследований выделило финансовые средства для разработки эскиза проекта и проекта самих работ. Документ должен будет решить определённые проблемы. Это и крыша, и кровля, которые нужно заменить», – говорит директор агентства Ион Штефаницэ. Но, по его словам, для того, чтобы средства были выделены, Министерству образования, культуры и исследований придётся перенаправить на это деньги, предназначенные на другие цели. И появляется законный вопрос: в таком случае получается, что включённые в бюджет Минкульта два миллиона леев для реставрации Дома-музея Пушкина больше там не числятся? Тогда кто и куда их перенаправил?

«Никто не знает, что с этими деньгами, – сокрушается Корнелиу Попович. – Мы сделаем соответствующие запросы, чтобы получить информацию о том, куда «исчезли» немалые средства».

Пока продолжается бюрократическая чехарда, общественность Кишинёва, активные граждане намерены действовать ещё решительнее, чтобы преломить ситуацию. И снова к месту слова Андрея Лупана: «Куда бы ни заносила его капризная судьба, Пушкин повсюду оставлял неистребимые следы своей личности, в том числе в воспоминаниях современников... Сохраним же для потомков эту связь времён!»

Может, и в России проявят в связи со всем этим бульшую обеспокоенность? Ведь и Минкульт, и МИД РФ должны проявить интерес к тому, чтобы память об Александре Пушкине в Молдавии оберегалась во благо наших народов и культур.

Автор выражает благодарность поэту и переводчику Борису Тихоновичу Мариану за предоставленный архивный материал.


Тэги: Пушкин Кишинев Дом
Обсудить в группе Telegram

Михаил Лупашко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Литфонд» продаст Ахматову

    03.09.2022
  • У Пушкина в гостях

    02.08.2022
  • «Литфонд» распродал артефакты

    10.07.2022
  • Письма Пушкину

    14.06.2022
  • Гений на своем месте

    11.06.2022
  • Пушкин и муж Собчак

    44 голосов
  • «Осторожно, Тверь!»

    39 голосов
  • Русский костюм Пушкина

    38 голосов
  • А был ли Вяземский другом Пушкина?

    27 голосов
  • Зараза

    26 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS