Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2019 г.
  4. № 50 (6717) (11.12.2019)
Искусство

Маркиза, шпаги, любовь

«Опасные связи» на Сретенке

11 декабря 2019
Сцена из спектакля «Опасные связи»

Легендарная, бесконечно переиздаваемая, книга Шодерло де Лакло «Опасные связи» обрела новое воплощение на сцене театра «Школа драматического искусства».

История о том, как два исчадия ада в человеческом облике не довольствуются телесными удовольствиями «галантного» века, а наслаждаются нравственным уничтожением людей, в постановке Игоря Яцко завершается не только наказанием злодеев, но и констатацией истины, гласящей, что искусство требует жертв.

Зловещая интриганка маркиза де Мертей, губящая всех, кто под её недобрую руку подвернётся, в строгом соответствии с литературным первоисточником наказана самой природой, наславшей на неё оспу, обезобразившую и ослепившую эту антигероиню мировой прозы. Режиссёрский замысел нагляден и жесток: экран над сценой по ходу спектакля не раз представляет разные фазы настроений воистину «прекрасной маркизы», теряющей в финале всё то, без чего её злые чары навеки обессилены, – зловещее, но несомненное обаяние вкупе с внешней привлекательностью. Ни то ни другое отныне не способно скрывать жуткую изнанку образа на глазах стареющей и страшнеющей представительницы высшего света. Уж не знаю, каких терзаний и сомнений стоило Ольге Баландиной смирение перед режиссёрским замыслом за считанные секунды обезобразить и состарить очаровательную в первых сценах аристократку. Проза де Лакло благодаря избранному автором жанру эпистолярного романа заведомо сценична. Однако оригинального текста постановщику оказалось мало, и он скомпоновал сценарий из фрагментов классических «Опасных связей», пьесы, написанной на их основе британцем Кристофером Хэмптоном и... трагифарса Леонида Филатова «Опасный, опасный, очень опасный...», созданного по мотивам того же шедевра. Подобный синтез позволил режиссёру насытить спектакль традиционными для его театра, так сказать, «мюзикловыми» номерами, которых книга и пьеса явно не предусматривали. Де Вальмон из безысходного злодея предстаёт ещё и ироничным обличителем нравов общества, в котором аморальный виконт к тому же чувствует себя как рыба в воде. Правда, за предсмертным раскаянием следует и кощунственное представление перед окончательным уходом в мир иной, показывающее, что мимолётное признание грехов не более чем прощальная игра, а то и попытка показаться не совсем забубённым негодяем на фоне сообщницы-маркизы. Исполнителю этой роли Олегу Малахову представилась возможность не только перевоплотиться в сердцееда, но и продемонстрировать обязательные для французского дворянина той эпохи фехтовальные и танцевальные навыки. Сцены тренировочного, а в конце концов рокового поединка порочного виконта с наивным шевалье Дансени (Анзори Шагидзе) создают реальную иллюзию, что артисты воистину родились со шпагами в руках.

Автор вполне взял на вооружение тезис одной из своих героинь: зная, в чём счастье, не станешь искать его за пределами «законов божеских и человеческих». Где эти пределы и что кроется за самим понятием счастья? Поставленный в романе вопрос театр повторил со сцены, заставляя зрителей разбираться с возможными ответами.

Олег Дзюба

 

Тэги: Театральная площадь Школа Олег Дзюба Драма Любовь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS