Маркс. Инструкция по применению. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. – 198 с. – 2000 экз.
Кто знает, если бы эта книга вышла в свет не в наши дни, а в 80-е годы прошлого века, история, по меньшей мере СССР, могла бы оказаться несколько иной.
Я, бывший именно тогда студентом философского факультета МГУ, хорошо помню, как мы искренне третировали марксистско-ленинский официоз (правда, открыто не отваживаясь на его потрясения) за изрядно догматизированную и просто скуко-чинную «модернизацию» творчества его революционных, волнующих основателей, против которой как раз и выступает автор. И уже во введении.
Надо сразу сказать, что в отличие от моих университетских преподавателей самых разных заклятий марксистско-ленинской «теории» (вплоть до «научного коммунизма») Бенсаиду удалось, нет, не «объективно» выявить в очередной раз «подлинно-живого», ему удалось аутентично актуализировать его самые дерзновенные взгляды, оттенив их принципиальную критическую неуёмность. Не в пример, можно сказать, «конструктивно» огламуренным марксистам из КПРФ.
В содержательном же плане речь идёт об «исследовательской» востребованности автора «Капитала» наперекор «имперской глобализации» с её якобы нормальной, общечеловеческой фетишизацией не только товаро-денежных отношений, а самого образа и подобия Божиего в исключительно потребительском обличии, которое подменило собой всё богатство внутреннего мира нашего «я» сугубо иудиным по-хотением купить и – продать-ся. Маркс, на сто с лишним лет предвосхищая антипотребительский анализ Бодрийяра, описывает органичную тенденцию капитала и к количественному, и к качественному расширению сферы обращения – вплоть до провоцирования в нас всё новых и новых желаний.
В результате мы не можем не признать особую, «добровольно-свободную» форму современного тоталитаризма: «Я хочу!» Этот тоталитаризм именно в силу своей «либеральности» совершенно неощутим и тем более неосознаваем его «винтиками». Более того, он в «лучших» абсурдных традициях обуславливает наше на-личностное достоинство и рабарство, откуда нет никакого политкорректного исхода…
Бенсаид не задаётся напрашивающимся вопросом, почему марксизм – а мы добавим и СССР, мировая система социализма – потерпел серьёзное практическое поражение (при всей своей теоретической неуязвимости!) Да потому, что противник у них оказался заведомо не теоретизирующим. Он всего лишь в прагматичной «натуре» – постмодернистски! – легализовал самые низменные человеческие – что потребности?! – инстинкты, подтверждая «автоматическую логику рынка», открытую Марксом ещё в «Экономических рукописях 1857 – 1859 гг.»…
Так что против как бы свободного, гуманного и удобного «Я хочу!» даже самая верная критическая теория полностью бессильна. Хуже того, она становится неполиткорректной и, разумеется, «совковой».
Здесь-то и зарыта «собака» – могильщик! – СССР. И как под эгидой этого «подпольного» животного нам теперь не пребывать?
Словом, спасибо Бенсаиду (к сожалению, недавно умершему), а также его первым отечественным издателям, за будирование нашей мысли. В этом, наверно, и состоит настоящая – не пост-мод-ер-ни-зменная – сверхзадача любой выходящей в свет книги.
И пусть с большим опозданием мы приблизились к разгадке «добровольно-свободного» краха СССР, но отдалит ли она перспективу аутентичного – по-ис-требительного! – падения РФ?!
Кстати, книга иллюстрирована жизнеутвеждающими комиксами, до которых никогда не «опускались» мои слишком серьёзные для этой серьёзной жизни университетские преподаватели…
, доктор философских наук