Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 августа 2025 г.
  4. № 34 (6998) (27.08.2025)
Телеведение

Марлен Хуциев: последняя экспедиция на Кавказ

Он был символом нового и явлением киноязыка второй половины ХХ века

28 августа 2025
Старик и горы

Аким Салбиев, кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств России

У каждого свой Марлен Мартынович. И даже имя его – особенное, что-то французское. Хотя понятно, что это акроним – от Маркса и Ленина.

Ряд лет в моём доме существует салон «Марлен». Тоже акроним: две подруги, Марина и Лена, решили открыть своё дело. Однажды, когда мы подъехали на режиссёрской машине Марлена Мартыновича к дому, он увидел то, на что я никогда не обращал внимание: показав рукой на название салона, вдруг с ходу сочинил историю, связанную с открытием таких заведений его имени. Конечно, это была шутка Мастера, классика, чьи фильмы при жизни уже входили в учебные программы европейских киношкол.

Зоркий глаз, история в голове, мысли, которые находятся на старте, всегда парадоксальные или личные одновременно. Нежный и упёртый до конца. Именно таким он был, особенно в последние годы.

Был молод и не понимал, а последние годы как-то остро и с обидой думал об этом. Как же так? Марлен Хуциев при жизни был классиком, а никто из киноведов так и не написал монографию о творчестве и личности Мастера? Да, была пара брошюрок. Но я говорю совсем о другом. Историки кино знают, почему творческий тандем Хуциева и Феликса Миронера после фильма «Весна на Заречной улице», имевшего в СССР колоссальный успех, вскоре распался…

Миронер был силён, и ему важна была драматургия, крепкий сюжет, тогда как для Хуциева всегда важна была атмосфера фильма, интонация, короче говоря – воздух. Бытует история крайнего разговора двух молодых режиссёров. Говорят, вопрос задал Хуциев: «Тебе важно, куда идёт человек?» Феликс ответил: «Да, конечно. Обязательно!» «А мне не важно», – сказал Хуциев. Так разошлись творческие дороги однокурсников. Они оба закончили мастерскую легендарного Игоря Савченко. И больше никогда вместе не снимали.

Последние фильмы Хуциева – «Послесловие» и «Бесконечность» создавались во время моей учёбы во ВГИКе. Всё раннее кино мы знали по кадрам и смотрели время от времени, как нынче говорят: это был истинный мейнстрим, наполненный поэзией, своим киноязыком и магией «своего», только хуциевского, кино.

Так вот, «Послесловие» и «Бесконечность» – обращение к мировоззрениям, к памяти о прошлом, о возвращении к себе. Однако духовное завещание – это, безусловно, «Невечерняя»: о Чехове и Толстом. Фильм, начатый уже в XXI веке.

История проста. Толстой знает о болезни Чехова, в душе его мучает осадок от своих нелицеприятных слов, сказанных о пьесах Чехова. Вот он и решил навестить коллегу в Крыму, чтобы извиниться.

На самом деле Старик ещё задумал и иное. Зная, что Чехов смертельно болен, Толстой решил написать о том, как умирает человек.

Всё это возможно и невозможно. Интонация, атмосфера. Они бросают мысли в разные стороны. То от себя, то к себе. И это так завораживает!

Совершая ещё одно восхождение на олимп своего киноязыка с мастерски придуманным прологом, когда из наших дней, снятых в цвете, мы оказываемся в чёрно-белом кино конца XIX века, начинается фильм «Невечерняя».

Фильм уже смонтирован. Готов. Я хотел бы рассказать о своей задаче: подготовить и провести последнюю киноэкспедицию Марлена Мартыновича Хуциева на Кавказ, куда он вернулся спустя семьдесят лет. Именно после войны Хуциев ехал в Москву во ВГИК через Осетию, где останавливался на железнодорожной станции Беслан. По его воспоминаниям, там его обокрали, и он остался «без штанов»...

Эта весёлая и грустная история стала песчинкой по сравнению с Бесланом 2004 года, когда он посетил и школу, и Город ангелов.

А что до драматургии фильма «Невечерняя», то это было связано с повестью Толстого «Хаджи-Мурат». Когда, будучи в палате Чехова, у Льва Николаевича перемешиваются ассоциации и воспоминания сорокалетней давности. Истории, когда перед взором писателя появляются образы, персонажи и имена повести. Когда Старик с горячим желанием хочет вступить с ними в диалог, а они отказываются и просят оставить их души в покое. Боль истории, а не вымысел мучает писателя, и его мучения переходят на больного Чехова.

Итак, Кавказ. Последняя киноэкспедиция Марлена Мартыновича Хуциева.

Это не были просто горы и реки. Это был Кармадон, где сошёл ледник. Места, описанные ещё в поэзии основоположником осетинского языка и литературы Коста Хетагуровым; когда многотонный камень застрял между двух гор и вот уже веками существует, как живой мост.

Воспоминания Мастера были свежи. И с прошлой памятью, будто не было стольких прошедших десятилетий. Ушедших в неизвестную историю.

Съёмки эпизодов и моя подготовка к 90-летию Мастера смешались. Уверен, что Марлен Мартынович – тайный закрытый остров – всё продумал заранее, чтобы исполнить мечту. Но не было мысли для подведения итогов, потому как мы думали о Тифлисе на следующий год, весной, после его 90-летия, которое было отмечено во Владикавказе широко, весело и ярко, по-осетински.

Юбиляру звонили со всего мира, и он, наивно играя, удивлялся от возможности такой связи. Стол ломился от всех яств – тех, что любил и помнил из своего детства Хуциев.

Это была самая счастливая неделя в его XXI веке. Собственно говоря, это определение своим ощущениям и времени, проведённом в Осетии, дал сам Марлен Мартынович, ставший ещё народным артистом Республики Северная Осетия – Алания. «В 90 лет, будучи народным артистом СССР, с уважением и благодарностью я принимаю это почётное звание!» – сказал Хуциев.

Сергей Шакуров и Марлен Хуциев на пробах к так и не снятому фильму о Пушкине

Личного я знаю много. Ещё бы! Больше трёх десятилетий жить в одно время, общаться, дышать воздухом кино, не всегда чистым и честным. Но Марлен Мартынович всегда был для нас ориентиром нравственности и совести. Даже когда его обманывали и обижали, он прощал и забывал. Забывал и этих людей. Это если о подобном говорить просто. Своими словами. Участники баталий поймут и, может быть, попросят прощения.

У меня же в памяти его слова, сказанные на поминках моего главного учителя – Сергея Аполлинариевича Герасимова, когда Марлен Мартынович просил прощения, что не смог воплотить в жизнь фильм о Пушкине. Ранее у Герасимова был написан вместе с Сергеем Любашевским сценарий «Пушкин». И Герасимов уступил тему тогда молодому коллеге Хуциеву. Однако Марлен Мартынович обещал сделать радиофильм, который вот уже многие годы звучит в эфире. Сценарий же фильма «Пушкин» недавно вышел отдельной книгой.

Всё это и есть главное. Однако для меня главнее останется многолетнее общение, обиды, прощения и радости. Всегдашняя поддержка со времён, когда Мастер посмотрел мой дипломный фильм, снятый по новелле грузинского писателя Реваза Мишвеладзе, где ассоциации главного героя, отсылающие к воспоминаниям о Тифлисе 20-х, 30-х и 40-х годов прошлого века, чем-то были ему близки.

Символом же всего нового и явлением киноязыка станет Марлен Мартынович Хуциев во второй половине ХХ, «ревущего» века.


Тэги: Путешествие во времени
Обсудить в группе Telegram

Аким Салбиев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Маэстро с громкой фамилией

    20.08.2025
  • Город-сад: от фон Мекка до Крата

    20.11.2024
  • «Остаться на земле во что бы то ни стало...»

    04.10.2024
  • Дипломат его величества

    22.02.2024
  • Он был могуч и красив!

    14.09.2023
  • Нарком Елизаров

  • Сказку быль опередила

  • Павелецкие практики Леонида Словина

  • Родина, встречай героев!

  • Другой Дельвиг

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец Эпоха и лица
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS