, обозреватель «ЛГ»
Из хроники катастрофы: упал самолёт под Пермью. Местные жители, участвовавшие в разборе обломков, побежали сдавать в пункты приёма цветных металлов фрагменты погибшего самолёта. А потом, наскоро наделав примитивных сувениров из обломков, устроили их продажу родственникам погибших. Как реликвии! Но этим не ограничились. Как позже выяснилось, с трупов погибших они сняли все ювелирные украшения, а с некоторых – и одежду, вплоть до нижнего белья, вытащили все деньги и ценности. Никто из мародёров наказания не понёс.
…И случай этот, увы, далеко не единичный.
НЕТ СТАТЬИ – НЕТ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ?
– Александр Иванович! – обращаюсь я к генерал-лейтенанту, депутату Госдумы Гурову, давнему другу «Литературной газеты». – Как же так получается? Количество аварий с человеческими жертвами, техногенных катастроф в нашей стране растёт, время от времени возникают и боевые действия, а за вещи и ценности, украденные у погибших, нет никакой уголовной ответственности?
– Не то что уголовной – нет даже административной!!! То есть мародёрство, иными словами – обирание трупов, в реальности существует, а никто за это не отвечает. Статьи-то нет! Поэтому как бы нет и мародёрства.
– Но ведь это же натуральная кража!
– А вот и нет, – отвечает заслуженный юрист России. – Кража у кого? У трупа кражи быть не может, хоть его донага раздень. Он же, как дееспособный потерпевший, не подаёт заявление. Человек ушёл из жизни, безвозвратно, всё, нет его, одно тело лежит без души! А значит – нет объекта преступления! Поэтому и преступления – нет! Боевых действий в стране с внешним противником, слава богу, тоже нет. Меня, когда я подготавливал законопроект о мародёрстве, спросили: «О каких мародёрах вы говорите? К чему мировую общественность пугать, мы что, к войне готовимся?» – На что я возразил: «А когда мы испытываем баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками, – это что, не подготовка к отпору внешнего агрессора?» – Сказал также, что зарубежное право здесь нас опережает, что я намерен рассмотреть мародёра как агрессора внутреннего… Но все мои аргументы повисли в воздухе…
Согласно словарю Ожегова мародёр – это грабитель, разоряющий население в местах военных действий, снимающий вещи с убитых и раненых на поле сражения, занимающийся грабежом в местах катастроф. По одной из версий, этот термин появился в годы Тридцатилетней войны (1618–1648). Легенда связывает его с подчинёнными немецкого генерала Иоганна Мероде, которые пользовались военным временем для разграбления европейских городов. В итоге солдат, которые манкировали служебными обязанностями в пользу грабежа, стали называть «братьями-мародёрами». В XVIII–XIX веках это слово появилось и в России. Правда, в разговорной речи оно превратилось в более понятное русскому уху «миродёр».
История мародёрства насчитывает столько же веков, сколько история войн. Те, кто рисковал жизнью в бою, должны были получить материальную и моральную компенсацию, мародёрство считалось легальным долгое время. В Средние века полководцы давали несколько дней на разграбление захваченных городов. Уже тогда заметили, что армия, заражённая мародёрством, воевать не способна. Быстро падает дисциплина, командир мешает, немедленно возникает подкуп вышестоящих чинов, без труда полученными ценностями откупаются от нарядов на караулы, от тяжёлой работы, процветают пьянство и разврат. Появляются перекупщики краденого, воцаряется этика уголовного мира.
– Во все времена обирание трупов преследовалось, – продолжает депутат Гуров. – Почему? Да потому что армия не есть институт обогащения во время боевых действий. Любая поклажа, любая корысть она отвлекает солдата. В период Второй мировой войны мародёров не судили, их просто расстреливали на месте. Статью о мародёрстве как воинском преступлении выкинули из Уголовного кодекса в 1996 году на волне так называемой демократизации законодательства. Да, сегодня нет массовых боевых действий. Но по нашему законодательству никакого мародёрства не было и совсем недавно, во время войны на Кавказе. Мне рассказывал полковник Д., зам. министра внутренних дел одной из республик, он был в командировках в Чечне более 50 раз. Не потерял ни одного своего милиционера. Однажды, рассказывал полковник, армейский генерал позвал поехать в село, где только что окончился бой. Едем мы в село и видим, что солдаты из этого села вывозят всё, что можно увезти и с мёртвых, и не с мёртвых. Просто ходят и грабят. А рядом, в окопах, прятались боевики. И как только эти мародёры уехали, боевики стали по нам палить. Мы спрятались в окопе и вдруг слышим рядом крик. Это два наших пленных солдата, сидевших в подвале, звали на помощь. Мы их освободили, дали оружие, гранаты. В общем, вчетвером кое-как отбились…
Вот вам живой пример, что такое мародёры, – не стали вызволять из неволи пленных товарищей, не помогли им, село грабили!
Оказывается, и армия Бонапарта пострадала от мародёров! Как известно, войдя в Москву, французы бросились грабить. Никто не выполнял ничьих приказов. Непобедимая французская армия разложилась и погибла не от русских морозов и не от пожаров. Дисциплина рухнула мгновенно. Пришлось дать приказ отойти. Кстати, по иронии судьбы, Наполеону жизнь спасли… мародёры!. Только – наши. Когда во время бегства французов отряд донских казаков столкнулся со ставкой Бонапарта, казаки вместо того, чтобы захватить императора, устремились грабить и набивать мешки блестящими и дорогими предметами, Наполеон бежал…
Позднее у наших мародёров отняли всё, что они захватили у мародёров французских. Исторический музей пополнился вилкой, ложкой, складной кроватью и прочими личными вещами Наполеона.
– Но современное мародёрство, – уверяет Александр Иванович, – армейскими проблемами не ограничивается. Последние двадцать лет количество трагедий на нашей земле растёт. Это закономерно, потому что растащили национальную собственность, производственные фонды не обновлялись четверть века. Горят дома, самолёты падают, корабли тонут, разбиваются машины, случаются и наводнения, и землетрясения, стихию тоже никто не отменял. Значит, есть тысячи трупов… Именно поэтому мы предложили более широкую трактовку статьи о мародёрах: «Неправомерное завладение чужим имуществом с использованием обстановки стихийного или иного общественного бедствия».
Для того чтобы принять новую статью, нужно понять, существует ли общественная опасность деяния или нет. Иначе, если общественные отношения ещё не созрели, тогда принятый закон работать не будет, а в данном случае эти отношения уже перезрели! Законодателю остаётся только зафиксировать то, что уже существует.
Прокуратура отмечает, что кражей имущества потерпевших всё чаще занимаются те, кто первым оказался на месте трагедии. На этом недавно попался и командир отделения одной из пожарных частей. Оперативники вышли на 33-летнего капитана внутренней службы в ходе расследования разбойного нападения на квартиру в центре Ульяновска. Налётчики зверски убили 14-летнюю девочку и забрали 50 тысяч кропотливо накопленных людьми рублей. Квартиру преступники подожгли, чтобы замести следы. Местонахождение двух украденных из сгоревшего жилища мобильных телефонов сыщикам удалось засечь. Только привёл их сотовый телефон не к матёрым уголовникам, а к пожарному, который приехал на вызов в злополучную квартиру. Вообразите себе: выгоревшее жильё, истерзанный труп ребёнка – а офицер тащит телефоны! Причём аппараты не столь уж и дорогие, за 2–3 тысячи рублей!
В Смоленске после падения Ту-154 с польской правительственной делегацией отличились военнослужащие батальона аэродромного обслуживания. Они первыми оказались на месте катастрофы – ещё до того, как выставили оцепление, и выкрали у одного разбившегося поляка кредитные карточки. Польская сторона проинформировала российских следователей о том, что со счёта погибшего кто-то списывает средства. Злоумышленников удалось поймать. Но произошло это в порядке исключения – это же VIP-кража! Международный скандал!
А между тем посетители печально известного мюзикла «Норд-Ост», ставшие жертвами сначала террористов, а затем мародёров, так ничего и не добились в судах, пытаясь вернуть украденные вещи и ценности. Свидетельствует адвокат Игорь Трунов, занимавшийся этим делом:
– Бандиты отобрали у заложников только мобильники. А когда после освобождения люди поинтересовались своими вещами, выяснилось, что гардероб пуст. Куда делись шубы, дорогие пальто, неизвестно, и не с кого спросить. Трупы были обобраны полностью. Так получилось, что многие зрители оказались в Москве проездом. Было время до поезда или самолёта, они и пошли на спектакль. Понятно, что деньги брали с собой, не оставлять же их в гостинице. Суммы были довольно солидные. Та же картина после взрывов жилых домов на Каширке и улице Гурьянова, после схода ледника Колка в Кармадонском ущелье, после обрушения «Трансвааль-парка» и Басманного рынка. В последнем случае вообще брали по-крупному. Рынок-то оптовый, поэтому у большинства погибших и пострадавших были при себе очень крупные суммы. Естественно, потом этих денег никто не нашёл.
НЕ ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ!
Оказывается, по инновациям в современном мародёрстве мы отстали от планеты всей, несмотря на отсутствие в УК России соответствующей статьи. По сведениям правоохранительных органов развитых стран, в мире вовсю действуют два десятка профессиональных международных мародёрских организаций. Они давно уже разделили мир на зоны влияния. Их целью являются банки, крупные инвестиционные компании, зажиточные особняки с антиквариатом, музеи и т.д. Современные наследники генерала Мероде экипированы новейшим оборудованием, поисковыми системами, спецсредствами, связью, офисами с современным оборудованием для мониторинга, анализа и планирования, с поддельными документами либо несуществующей спасательной команды, либо группы туристов.
Компьютерные системы позволяют отслеживать ситуацию в зонах их влияния, прогнозируя возможные трагедии и цели в местах трагедий. – Свидетельствует адвокат Игорь Трунов, глубоко изучавший эту проблему:
– Особое внимание уделяется сводкам погоды и сейсмической активности. Крупные природные катаклизмы предвещают крупный доход. К примеру, несколько лет назад в Перу пошли проливные дожди, и, как только стало ясно, что будет потоп, в страну выдвинулась мобильная группа мародёров. То же самое произошло в Индонезии, когда там установилась сильнейшая жара и предполагались пожары и сильные задымления, под видом туристов сюда заранее прибыла группа мародёров. В Бразилии во время потопа в городе Сантьяго-де-Пуелья эти «инноваторы» взорвали затопленный банк, 400 тысяч долларов, а для вывоза ценностей и денег им даже пришлось разыскивать катера.
Мародёры в страну проникают заранее, для того чтобы успеть воспользоваться паникой. Оружие, взрывчатка, поисковые приборы отправляются под видом гуманитарной помощи. Координацию, связь, прикрытие, транспортное обеспечение вывоза осуществляют насколько человек из центра базирования. В течение нескольких дней после терактов в США 11 сентября 2001 года за мародёрство на развалинах Всемирного торгового центра арестовали 130 человек, но это были дилетанты, тащившие из близлежащих разрушенных магазинов. А куда делось золото товарной биржи COMEX, а это 2 процента мирового рынка драгметалла – 12 тонн золота (110 млн. долл. США), 940 тонн серебра (121 млн. долл. США). Помимо банковских хранилищ завалено было много лучших ювелирных магазинов. Руины расчистили, ценностей не обнаружили. На развалинах были замечены иностранные спасатели, но Америка, кроме 10 тысяч своих, не приглашала никого.
Разграбленный мародёрами Иракский музей был самым большим на Ближнем Востоке. В нём хранились десятки тысяч экспонатов, охватывающих 10 000 лет человеческой истории: скульптура, драгоценные украшения, фарфор, книги на миллиарды долларов. Музей в Мосуле располагал богатой ассирийской и шумерской коллекцией, предметами Парфянского царства, драгоценными украшениями из древних гробниц. Когда ещё эти бесценные реликвии всплывут на аукционах!.. По-видимому, такой же организованной группой мародёров похищены в марте 2011 года из пострадавшего от землетрясения и цунами хранилища банка «Синкин» в городе Кесеннума (префектура Мияги, Япония) 40 млн. иен (около 493 тысяч долларов).
Орудуют ли они таким же образом в России – неизвестно. Но достоверно, что доморощенные мародёры могут поспорить с всемирными в изобретении способов выкачивания денег из сердобольных сограждан на волне искреннего сочувствия к жертвам катастроф. Вы заметили, как после катастроф, терактов и других бедствий появляется множество благотворительных организаций, предлагающих перечислить деньги на некие счета, как потом выясняется, не имеющие отношения к благотворительности. Доверчивые сердобольные граждане с готовностью отдают свои кровные в надежде помочь жертвам страшных трагедий. Мошенники-мародёры всегда тонко чувствуют момент и играют на сочувствии и сострадании раненым и погибшим, желании ощутить свою сопричастность событиям, стремлении помочь. В ход идут и интернет-технологии, и рекламные кампании, и средства массовой информации. Из общения с пострадавшими и родственниками погибших известно, что реальная помощь доходит им в редчайших случаях от организаций, не ведущих активное информационное обеспечение. Уголовным преследованием мошенников-мародёров правоохранительная система тоже не занимается.
Ну нет в законе такой статьи!
Кто будет спорить, закон станет работать эффективно лишь там, где высоки мораль, нравственность и пр. А в стране, где наивное в общей массе население с утра до ночи со всех информационных каналов убеждают, что главное – это быть успешным, причём не важно, каким способом (а что это иное, как не философия мародёрства?), даже самые жестокие законы будут малоэффективны.
И всё же безнаказанность порождает вседозволенность. Как показывает и мировой и наш исторический опыт, победить полностью мародёрство – нельзя, но минимизировать можно и нужно. Во всех так называемых цивилизованных странах опасность нарастающего мародёрства признана и предпринимаются меры к его сокращению.
Даже страны НАТО с некоторых пор, проводя военные учения на суше и на море, отрабатывают приёмы взаимодействия войск по борьбе с мародёрами. В большинстве зарубежных государств мародёрство признаётся тяжким уголовно наказуемым деянием и карается либо длительными сроками заключения, либо смертной казнью. Например, наказание за мародёрство закреплено во Франции – Кодекс военной юстиции, в Великобритании – Закон об армии. В США Единый кодекс военной юстиции (ст. 99 ЕКВЮ) предусматривает смертную казнь или пожизненное заключение за мародёрство в боевой обстановке. В Уголовный кодекс Украины введена уголовная ответственность за мародёрство в Чернобыльской зоне.
Пытаясь хоть как-то компенсировать отсутствие соответствующей статьи в УК России, руководители подразделений, которые чаще других с этим сталкиваются, издают собственные приказы по борьбе с мародёрством. Так, руководство Сибирского регионального центра МЧС России разослало по своим подразделениям бумагу, подписанную начальником центра генерал-лейтенантом Саловым, где говорится:
«Любой уличённый в мародёрстве на пожаре (либо при проведении спасательной операции) с позором изгоняется из наших рядов. Имя и деяния его предаются огласке во всех уголках Сибири с применением всего арсенала средств, имеющихся в распоряжении системы. А сам он будет привлечён к ответственности за содеянное по всей строгости российских законов. Боевое снаряжение мародёра сжигается, а техника подлежит дезинфекции, как если бы она подверглась заражению».
– Разумеется, профессионалы-то понимают, – говорит профессор Гуров, – что принятие в Уголовный кодекс статьи о мародёрстве крайне необходимо! Я привлёк к этой работе достаточно известных учёных из Московского государственного лингвистического университета – профессоров Веру Казакову и Сергея Фирсакова. Они трудились чуть ли не целый год и при нашем участии подготовили прекрасный юридический документ. Такой справки и обоснования к законопроекту, а я авторитетно об этом заявляю, Государственная Дума никогда не видела! И санкции там прописаны достаточно серьёзные – до двадцати лет лишения свободы. Но случилось то, что случилось: документ света не увидел. Хотя высказанный аргумент, будто продвижение законопроекта нецелесообразно по причине видения в нём подготовки к войне (!), – для меня звучит банально и неубедительно. Произошедший сбой, скорее, связан с суетным предвыборным временем. Поэтому у меня остаётся надежда, что обновлённый состав Государственной Думы шестого созыва вернётся к решению этого вопроса, необдуманно отринутого, но не потерявшего актуальности.
Правда, похоже, без моего уже в том участия.
P.S. Как бы хотелось, чтобы надежды, пожалуй, самого известного в народе борца с организованной преступностью, начальника бывшего, а ныне ликвидированного «за ненадобностью» Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России воплотились в статьи закона. Правда, непонятно пока, кто будет «пробивать» этот закон. В обновлённые списки кандидатов в депутаты Государственной Думы беспокойного Александра Ивановича съезд его партии не включил…