В Казани завершился V Международный органный фестиваль – событие в культурной жизни всей нашей страны уникальное, заметное, знаковое. Фестиваль был основан художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан (ГАСО РТ) Александром Сладковским. Неизменным куратором фестивалей вновь выступила главный популяризатор органного искусства в России Евгения Кривицкая. Продюсером – Алексей Пилюгин.
Концерт-закрытие, ошеломительный финал-апофеоз трёх органных вечеров, носил многозначное символическое название «Реверансы органу» и был посвящён сочинениям российских композиторов. От Александра Глазунова до Антона Танонова, Николая Бирюкова и Владимира Королевского-старшего. Каждое произведение – в той или иной степени открытие, если не сказать катарсис.
Открытое заново
Британский дирижёр Джереми Уолкер, постоянный участник органных фестивалей, отметил «совершенный эксклюзив» программы Органного фестиваля-2024: «Даже, казалось бы, увертюра Глазунова “Карнавал“ – своеобразное открытие. Раньше её не исполняли ни я, ни оркестр. Да и записей её очень мало; у Светланова есть очень хорошая запись, больше и не вспомню. А зря её почти не играют, потому что это очень красивая музыка. Я так рад, что теперь открыл это замечательное произведение и для себя, и для публики».
Фестиваль верен своей миссии знакомить нас и с яркими артистами. В увертюре Глазунова партию органа проникновенно и лучезарно исполняла Ирина Крюкова. Ей всего 15 лет! Но она уже серьёзный профессионал, обладательница многих почётных наград, в 2022 году удостоенная премии «Органист года» в номинации «Дебют». Настоящее открытие на международной органной сцене!
Сказки белгородского леса
Солист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин привёз в Казань удивительное произведение. Никогда ещё орган не становился настолько... славянским! «Я исполняю музыку белгородского композитора Николая Бирюкова, который написал её специально по моему заказу, – рассказал Тимур. – Это своеобразный диалог современного композитора с композиторами прошлого, которые могли бы что-то написать для органа, но в силу разных причин не обращались к этому инструменту. Это Мусоргский, Лядов и Стравинский. Правда, Стравинский использовал порой в своих произведений немного органного тембра, но специально для него ничего не писал. С одной стороны, по словам самого Бирюкова, именно поэтому выбор пал на данных композиторов. А с другой, это его предтечи по творческому стилю. Музыка Бирюкова уходит корнями к Мусоргскому, Лядову и Стравинскому – это три главных столпа для его творчества. Интересная реминисценция: услышать в органном звучании как бы Мусоргского, как бы Лядова и как бы Стравинского. Орган ведь к нам в Россию пришёл со скоморошьими гуляниями, и первыми органистами были скоморохи. Трудно себе даже представить такое! Как бы провокационно сейчас это ни звучало, но факт есть факт. Поэтому через эту музыку Бирюков ещё и проявляет свою страсть к славянской древней культуре, к скоморохам, к петрушкам, к лядовским “Волшебному озеру”, “Кикиморе”, к монументальным оперным сценам Мусоргского в “Хованщине”, в “Борисе Годунове”. Всё переплетается, но при этом остаётся свой собственный неповторимый индивидуальный стиль именно Николая Бирюкова. А его творческий почерк очень узнаваем и заметен. Я часто исполняю его музыку, и это не попытка какой-то стилизации или копирования. Это попытка, так сказать, надеть на себя образ другого творца и попробовать мыслить как тот композитор, при этом живя в XXI веке. А ещё поклониться и сказать: “Вот мой реверанс вам!”»
Концерт Бирюкова для органа с оркестром так и называется «Реверансы», как нельзя лучше вписавшись в общую концепцию вечера.
Небо в алмазах
Сразу после антракта в зале неожиданно погас свет. В полумраке потекли мистические аккорды саундтрека к сериалу «Мастер и Маргарита» Игоря Корнелюка (солировала Евгения Кривицкая). Невольно посетила мысль: именно на органе эта музыка звучит наиболее проникновенно; именно на органе её и нужно исполнять! А если ещё и со Словом! До дрожи, до мурашек по коже слушались финальные строки чеховского «Дяди Вани» в исполнении неповторимого Петра Татарицкого, ведущего концертов V Органного фестиваля. «Мы отдохнём! Мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах, мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир...» Так, в творческом полёте, заклиная добро, истинный артист отметил, как и положено, на сцене свой день рождения, преподнеся драгоценный подарок публике. Чехов, Булгаков, Мастер... Это был аллегорический мост к следующему эмоциональному взрыву.
Часовых дел Мастер
Мировая премьера! Партия органа – Евгения Кривицкая. Антон Танонов завершил концерт для органа с оркестром «Хронос» в январе 2024 года. Это произведение настолько необычно, оригинально и интересно, что за раскрытием его смыслов мы обратились к самому композитору: «Концерт “Хронос” был задуман и реализован буквально за последние два-три месяца. Долго рождалась сама идея, зато воплощение заняло минимум времени. Концерт посвящён мастерам часового искусства из России. Концепция сочинения – ответ на вопрос, как можно зафиксировать время? Либо написать музыку, либо создать часы, потому что часы – это само воплощение времени, а ещё глубже, это то, что сопровождает нас всю жизнь. Бывает, любимый человек, или папа с мамой, или дедушка подарили вам часы, и они с вами живут, запоминают все ваши эмоции, переживания, взлёты и падения. По сути, концерт – это история пяти легендарных часов; в свою очередь они – это история России. Первая часть концерта “Ракета. BigZero”, модель нашего знаменитого петродворцового завода. Олицетворение перестройки; в них вместо цифры “12” – ноль. Отсчёт начинается заново! Эта часть светлая, яркая, полная живых ожиданий и веры в лучшее будущее. Вторая часть “Штурманские. Гагарин” Как видите, собственно хронология ни при чём; перед нами отдельные пазлы нашей истории; Хронос вне времени, над ситуацией. Гагарин взял те часы с собой в космос, то есть это первый механизм, появившийся на орбите. Кстати, при написании данной части я вдохновлялся прелюдиями Баха. А это вообще вечность! Третья часть – часы “Амфибия. Восток”, которые и сейчас у меня на запястье. Эти часы рассказывают о наших супер-профессионалах подводниках; они рассчитаны для погружения на глубину 200 м; одна из первых моделей, что были сделаны для героев подводных спецопераций. Эта часть может кого-то даже испугать своим “экшеном”, но в итоге с помощью элементов джаза мы выходим на свет во всех смыслах этого слова. Следующий номер нашей коллекции – часы “Ракета. Русское время”, которые появились совсем недавно, если не ошибаюсь, в 2022 году. Они интересны тем, что стрелки идут в обратном направлении, против часовой стрелки. Время опять запускается заново. И это для меня важно, я вновь возвращаюсь к истории. (Кстати, «возвращение к истории» воплощено в вальсе, настолько лёгком и в то же время зажигательном, что просто невозможно усидеть на месте! – М.З.) Пятая часть – “Колобок. Константин Чайкин”. Кстати, на мировой премьере присутствовал и сам создатель этих часов Константин Чайкин, знаменитый, признанный во всём мире мастер часового искусства. “Монстры на запястье”, так называется серия лимитированных часов, из которой мы взяли образ Колобка, воплощение русских народных сказок. Ещё и сфера, бесконечность… Собственно, самая авангардная часть концерта, которая завершает цикл скорее многоточием, чем точкой. История продолжается!»
Продолжается в ритме Вселенной, в ритме человеческого сердца. Макрокосм соединяется с микрокосмом. Сплошной нерв, оголённый, всё чувствующий, всё принимающий в себя. И непонятно, куда течёт время на самом деле. Наступает вневременье...
Под бешеные овации зала финал концерта был повторён.
Божественная комедия
Ещё в самом начале вечера Пётр Татарицкий провозгласил движение от мрака к свету. В 2009 году Владимиром Королевским-старшим был написан концерт для органа, женского вокального ансамбля, 2-х роялей и оркестра «Лабиринты». Название говорит само за себя. Прямые асслциации с дантовским блужданием по кругам... ада? Рая? Жизни на Земле? Но главное – из лабиринта есть выход!
Во второй части произведения щемяще прекрасная мелодия вдруг прерывается, чтобы не сказать убивается взрывом оркестра на fortissimo. Как цветок, растоптанный сапогом. Удары рока на фоне тревожных диссонансов. Вот он каков, наш мир! Одинокий заблудившийся мотылёк тщетно бьётся в стекло, за которым горит тёплый мягкий свет. Или губительный огонь? Пока не проникнешь за стекло, не узнаешь. И тут, словно тревожное предостережение, вступают голоса ангелов, не иначе. Инфернальный ужас наступает, но мрак рассеивается. Из кругов ада есть выход!
Органист Владимир Королевский-младший, продолжатель музыкальной династии, второй раз принимал участие в Органном фестивале: «Я не только органист, я композитор. Как и отец. Меня и назвали также. Нас иногда путают (смеётся). Когда я играю музыку отца, то не думаю о каких-то родственных чувствах. Я нахожусь внутри процесса. Главное – музыка! И взаимотворчество с оркестром. После репетиции меня вдруг посетила мысль, а зачем вообще репетировать с таким замечательным коллективом? Оркестр во главе с дирижёром сразу играют всё как надо с первого же раза. Удивительно! Блестящая исполнительская интерпретация появляется без всяких усилий, словно сама собой. А вообще Органный фестиваль – явление уникальное. Ведь здесь орган звучит не соло, как мы привыкли, а с оркестром. Фактически два оркестра на сцене; орган ведь тоже можно назвать целым оркестрам. Идеальное сочетание! Это была прекрасная идея – создать именно такой фестиваль, который, я уверен, будет жить долгие и долгие годы».
Замечательные слова!
«Программа нынешнего фестиваля чрезвычайно интересная! – продолжает Джереми Уолкер. – Все произведения и для меня, и для зрителей новые. Одна мировая премьера, две премьеры в Казани – всё, как мы любим. Сочинения совершенно разные, каждое требует своего подхода. Например, у Танонова очень чёткие ритмы, надо скрупулёзно соблюдать все авторские пометки в партитуре. Партия органа сложнейшая! У Королевского-старшего нужна максимальная концентрация, особенно в финале. Там настоящий минимализм в стиле Кейджа, или Райха, или Филиппа Гласса. Если хоть на одну секунду отвлечься, то всё! Потеряешься! Но мне очень нравится, что в нынешнем концерте вместе звучат и Глазунов, и наши современные композиторы – произведение прошлого и те, что были написаны буквально вчера. Словно все части истории сошлись. Я всегда говорил, что необходимо исполнять музыку, которая пишется прямо сейчас! Мы играем со Временем с большой буквы, играем во Время. И какая же для меня радость продолжать сотрудничество с ГАСО РТ! Наша любовь крепнет год от года. Я бы даже не сказал, что мы работаем; мы получаем настоящее удовольствие, этот оркестр – мечта для дирижёра. Все профессионалы блестящие, виртуозы. Отличный оркестр! Моё огромное уважение маэстро Сладковскому, который воспитал такой уникальный коллектив».
К этим словам остаётся лишь присоединиться!