В мае театр «Модерн» представил премьеру комедии «Масквичи». Режиссёр спектакля Юрий Грымов взял за основу пьесу молодого автора, сценариста Екатерины Брезгуновой. Все главные роли отданы ведущим актёрам: Александру Борисову, Валерии Королёвой, Марине Диановой, Диллону Олойеде, Ольге Богомазовой. Художник-сценограф Наталья Войнова, которой пришлось возвести на сцене ночной Нью-Йорк, работала с Грымовым впервые. Художник по костюмам – бессменная Ирэна Белоусова.
«Масквичи» (именно так, через букву «а», на старом московском диалекте) смело можно назвать спектаклем-авантюрой сразу по нескольким причинам. Во-первых, раньше ни в театре, ни в кино Юрий Грымов комедию не ставил и не снимал – говорит, что 30 лет искал подходящий сценарий. Во-вторых, одну из ролей режиссёр отдал не профессиональному актёру, а журналисту, однажды пришедшему к нему за интервью, – уж больно колоритная внешность у Антона Дубровского. Типичный американец Лео со странными фобиями и свободными взглядами. И в-третьих, для автора пьесы Екатерины Брезгуновой это первая постановка в театре.
По сути, на сцене «Модерна» разворачивается невыдуманная история московской семьи, разделённой Атлантикой. Пожилые родители, Натан (А. Борисов) и Марго (В. Королёва), наконец-то получают green card и прилетают к дочерям и внуку в Америку на ПМЖ. Их приезд – как стихийное бедствие: в первый же день умудряются устроить дебош, в одночасье рушат привычный уклад в семье, начинают задавать неудобные вопросы, лезут с непрошеными советами – не так одеты, не то едите, не там работаете, даже розетки им не те. Внук Лео едва говорит на русском языке. Старшая дочь – уже не Ася, а Ариэль, «как стиральный порошок». Муж Аси Мигель (Д. Олойеде) – выходец с Кубы – вообще ничего не понимает про этих странных людей «из Страны Советов», а они ничего не понимают про него. Конфликт поколений, вероисповеданий, идеологий неизбежен. Но именно эти неугомонные «масквичи» начинают объединять вокруг себя людей, ставших чужими в собственной семье, усаживают их за один стол, разжигают камин и вынуждают разговаривать друг с другом.
По словам Юрия Грымова, он давний поклонник социальных комедий Георгия Данелии. В «Масквичах» вы не увидите Москвы, как в фильме «Я шагаю по Москве», но комичные ситуации, в которые попадают герои, вполне в духе «Паспорта» и «Мимино» Данелии. И ностальгия по советскому прошлому в «Масквичах» накрывает с головой: воспоминания о сломанных каруселях, докторской колбасе и мешке шоколадных конфет (не карамелек!) на день рождения как настоящем богатстве для среднестатистической семьи в СССР.
И всё-таки «Масквичи» – это современная комедия. Начинается как компьютерная игра. Зеркало сцены – как монитор, по которому бегает курсор. Персонажи – как герои онлайн-игры. Впрочем, эту виртуальную реальность режиссёр быстро сворачивает, возвращая персонажей в реальную жизнь.
Юмор прост, местами даже банален. Но чем банальнее, тем, оказывается, смешнее. «Два человека за два дня разрушили всё! И ведь они здесь навсегда! Америке точно хана!» – на этой фразе зал буквально взрывается от смеха. Или монолог Натана: «Ну уж нет, конкретно этот конец света я точно переживу. Я рахит перенёс, в 90-е выжил, всю пандемию без прививок прошёл. Я как неваляшка – упал, отжался, встал», – точное попадание в зрителя, который явно разделяет такое позитивное жизненное кредо: «Нас так просто не завалить!»
Комедия получилась лёгкая и умная одновременно. В ней сокрыто огромное количество пластов – от простого человеческого «счастье – это когда тебя понимают» до острой политической сатиры и проблем ксенофобии и неравенства.
Человечная комедия со счастливым концом, почти как в сказке.
Екатерина Ли