Один из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основатель одноимённого журнала, один из самых значительных художественных критиков начала XX века, художественный руководитель легендарных дягилевских «Русских сезонов», куратор картинной галереи «Эрмитажа», книжный и театральный художник и режиссёр – вот лишь часть «послужного списка» Александра Бенуа.
Экспозиция «Радостный труженик» приурочена к 150-летию со дня его рождения и является продолжением цикла выставок, организованных на базе коллекции галереи «КабинетЪ», – «Два брата Бенуа» и «Чудотворения». Среди представленных работ есть поистине уникальные, например впервые демонстрирующийся «Альпийский пейзаж в окрестностях Люцерны» (1936) из собрания Дома русского зарубежья или платье, сшитое из ткани, выполненной по эскизам Бенуа…
Выставка, занимающая один зал, получилась очень репрезентативной, отражающей разные грани художественного таланта Александра Бенуа. Здесь представлены полные солнечного света акварельные городские пейзажи, на которых художник запечатлел «парадные виды» Петербурга и провинциальные уголки Европы.
Есть и книжная графика (уникальные экземпляры «Азбуки в картинках», «Медного всадника», «Пиковой дамы»), и эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам Сергея Дягилева, балетам «Щелкунчик», «Жизель», «Свадьба Амура и Психеи».
Можно увидеть на выставке и личные вещи художника: книги из его библиотеки, в том числе именное издание каталога «Эрмитаж»; его письма друзьям, фотографии и портреты, выполненные современниками художника Георгием Верейским, Сергеем Ивановым, Львом Бакстом.
Большая часть экспонатов – из частных коллекций (Константина Журомского, Михаила Сеславинского и других), так что выставка – уникальная возможность увидеть их.
Экспозиция, оформленная с большим вкусом, понравится как знатокам творчества Александра Бенуа, так и тем, кто только открывает для себя его художественный мир. Выставка будет работать в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына до 27 сентября.
Людмила Тарасова
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:
– Эта выставка – дань уважения великому человеку Александру Николаевичу Бенуа, который был, с моей точки зрения, своеобразным Леонардо да Винчи русского мира. Он занимался искусствознанием, театром, живописью, пропагандой искусства, был куратором «Эрмитажа», и, конечно, особое место в его творчестве занимала книжная графика... Мастер чувствуется во всём: не только в полномасштабных иллюстрациях, но и в каждой буквице и маленькой заставочке. Мы очень благодарны Александру Бенуа за то, что он сформировал искусство книги в Серебряном веке и сделал многое для того, чтобы наша жизнь была прекраснее.
Михаил Сеславинский на открытии выставки.
Фото: Максим Гончаров
Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры Москвы:
– Бенуа – удивительная личность, человек, который при жизни стал символом эпохи. Я очень благодарен всем, кто принял участие в создании выставки. Да, есть работы, которые мы знаем, которые хранятся в музеях, но всегда очень важно увидеть те крупицы творческого наследия художника, которые находятся в частных коллекциях. А уж возможность собрать их вместе и показать – бесценна, потому что когда мы увидим их ещё раз, тем более в таком «собранном комплекте», – большой вопрос. Это прекрасный подарок к 150-летию со дня рождения Александра Бенуа. И мне очень приятно, что выставка проходит в Доме русского зарубежья, который в том числе для таких проектов и создавался.
Виктор Москвин, директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына:
– Выставка готовилась ещё с прошлого года, и мы собирались открыть её 4 мая, в день рождения Бенуа. Эпидемиологическая ситуация заставила нас перенести открытие, но при первой возможности мы всё же решились провести выставку не онлайн, как это сейчас привычно, а офлайн. Экспозиция занимает один зал. Мы постарались отобрать лучшие работы Бенуа, представляющие все периоды его творчества и все жанры, в которых работал художник. На выставке есть и экспонаты из коллекции Дома русского зарубежья, но подавляющее большинство работ – из частных собраний.