Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 января 2025 г.
  4. № 4 (6968) (29.01.2025)
Литература Библиосфера

Мастер подробностей

30 января 2025

Сергей Венедов. В тени голубых облаков. – М.: У Никитских ворот, 2023. – 520 с. – 500 экз.

Книга Сергея Венедова «В тени голубых облаков» – интереснейшее исследование, реалистичнейший документ, снабжённый всеми признаками увлекательной сюжетной прозы, где герои так интересны и объёмны, что следить за их поступками – сплошное удовольствие, от которого трудно оторваться. Любимый герой Венедова, дипломат Артём Кранцев, и на этих страницах выписан рельефно, с неповторимым обаянием. Очевидно, что автор осведомлён о тонкостях дипломатической работы; возможно, Кранцев – его альтер-эго, возможно, политическая позиция героя – это послание автора читателям, облечённое в художественную форму.

В этом романе не много пафоса, но много ярких деталей. Знание о дипломатической работе не переходит в самолюбование, а, напротив, даёт читателю возможность ознакомиться с изнанкой жизни тех, на кого опирается внешняя политика могучей державы. Действие книги происходит сразу после конца советской власти. Интересно отметить, что образ автора, который в книге вполне чётко виден, связан с опытом и мудростью, но своего героя Венедов отделяет от этого, давая ему возможность самому доходить до всего, сохраняет наивность и даже некоторые заблуждения. Героем часто овладевают эмоции, а не холодный расчёт: для дипломата это вроде бы не всегда хорошо, но автор тем самым подчёркивает живой темперамент человека, и это придаёт характеру манкость.

В первой части романа мы вместе с героем оказываемся в Женеве. Мне приходилось бывать в этом городе банков, часов и очень рано закрывающихся ресторанов, могу сказать, что атмосферу на двух берегах Женевского озера Венедов описал поразительно точно. Деятельность героя связана с работой разных международных организаций. Венедов плетёт сюжетную паутину не спеша, зная, что внимательный читатель в неё попадётся и не будет жалеть. Встречи, разговоры, проекты, интриги – всё это сплетается в клубок, и из него впоследствии вытягиваются повествовательные нити, причём вытягиваются очень умелой рукой. Венедов умеет вызвать в читателе те эмоции, которые хочет. Он, как факир, пассами и заговорами способен любого заблудшего перетащить на свою сторону. А заблудший – это тот, кто считает, что Россия якобы, перейдя в клуб великих держав, уничтожив коммунизм, что-то выиграла.

Кранцев составляет своё мнение о коллегах, мнение вполне честное: если карьерист со связями, то так он его и показывает, не позволяя ввести читателя в заблуждение хорошими манерами и внешним лоском. В этих приёмах автор демонстрирует изрядное мастерство, описывая ряд персонажей предельно объективно и даже отстранённо, но при этом чётко показывая вектор отношения к этой личности и его место в сюжетной конструкции. Истинное возмущение вызывают те дипломаты, для кого тёплое место важнее интересов державы. Стоящая на заднем плане фигура бывшего министра Козырева вызывает глубокое отвращение. Мало кого лично я ненавижу больше, полагаю, что поклонники Венедова да и сам автор разделяют это точку зрения, ведь всё, что творилось в нашем МИДе после СССР, – дело рук этого проходимца, все ключевые предательства наших интересов и пренебрежение возможными союзниками в пользу заклятых врагов. Всё это нам до сих пор аукается. И Венедов, без сомнения, это понимает, пронизывая сюжет подобным вторым планом. Да, при всей объективности повествования автор весьма ­субъективен, я бы сказал, правильно субъективен.

Трогательные чувства вызывает отношение Кранцева к жене, семье как к институту. Это живая субстанция, не застывшая. Кранцев много рассуждает об этом и предлагает свои подходы к данной теме. Он человек с биографией, эмоциональные аспекты которой чрезвычайно важны для понимания этого героя. Так, он вспоминает, с каким ужасом с коллегами наблюдал, как от великого, но сгнившего по воле собственного руководства СССР отслаиваются куски. Используемый в этом фрагменте образ шагреневой кожи ёмок и точен, как вообще многие образы Венедова, сторонника письма не сухого, документального, но стилистического, где слова имеют не только значение, но и форму, что создаёт шлейф подтекста, иногда даже более занимательного, чем прямые значения.

Сюжетные качели после женевской экспозиции бросают героя в Сербскую Краину, знаменитый символ сопротивления сербов мировому глобализму. Здесь автор демонстрирует великолепное знание сути этого конфликта, а Артём Кранцев, оказавшись в самой гуще мировых катаклизмов, многое переосмысливает для себя. Венедов – настоящий мастер подробностей. Он способен поднять деталь на такой уровень, когда весь текст подсвечивается новыми смыслами. Его описание хорватского фашизма вполне чётко даёт нам понять, что фашизм – своего рода европейская ценность, которую нынешние глобалисты пытаются завуалировать под что угодно. Точные рассуждения героя о том, как виноватых в конфликте делают жертвами, а пострадавших отправляют в Гаагу, показывают суть всех этих бесконечных европейских трибуналов, отрицающих само правосудие как таковое.

В заключение рецензии хочу привести один фрагмент, где Венедов показывает, как из подробности можно сделать выдающуюся кульминацию. Этот фрагмент показывает особенности стиля Венедова, где жёсткая документальность соседствует с чистотой гуманистической эмоции: «Короткая, но пронзительная тирада градоначальника Вуковара навсегда отпечаталась в памяти Кранцева и снова ярко вспыхнула, когда спустя четыре года пришла весть о том, что тот покончил с собой: повесился на дверцах шкафа на собственном галстуке в своей камере в гаагской тюрьме Международного трибунала после полугодовых слушаний и за несколько дней до вынесения приговора. Волею судьбы ордер на его арест был первым, выданным Гаагским трибуналом по бывшей Югославии в самом начале работы этого неправого судилища на исходе 1990 х годов. Арестовали и доставили экс-мэра в Гаагу с помощью сложной операции при участии спецагентов разных государств и обвинили, в частности, в участии в убийстве более 200 пленных хорватов – пациентов больницы в посёлке Овчара, в 5 километрах от Вуковара. Он свою вину не признал».


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Сибирский герой нашего времени

    28.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    23.05.2025
  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS