Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 февраля 2024 г.
Телеведение

Мастерство

Адаптация Михаила Локшина не новаторская, но превосходная

07 февраля 2024
Воланд (Аугуст Диль)

Используется один из известных вариантов прочтения «Мастера и Маргариты» – как лихорадочного видения писателя в клинике для душевнобольных. Локшин дополняет эту версию аккуратными вставками из жизни Булгакова, взятыми из мемуаров его жён. Благодаря этому в некоторых моментах Мастер сливается с автором романа, становясь почти точным отражением своего создателя.

Реализация замечательная – пространство фильма расслаивается сразу на несколько уровней, от обыденной Москвы тридцатых, через фантасмагорическую и монументальную столицу альтернативного Советского Союза, над которой высится чудовищный зиккурат непостроенного Дворца Советов, до потустороннего мира нечистой силы. И в таком контексте уже сложно пенять на исторические несоответствия или авторскую выдумку, поскольку грань между фантазией и реальностью в фильме зыбка и призрачна.

Удачны и отступления от буквы романа, поскольку все они подсказаны Булгаковым. Так, явление в фильме постановки спектакля «Пилат» повторяет идею «Багрового острова», когда Михаил Афанасьевич ранее написанный им фельетон вкладывает в виде пьесы в сюжет другой пьесы. А революционный мюзикл «Вперёд в будущее» – отсылка к пьесе «Блаженство». Главное же отличие – акцент на трагичной любовной истории опального писателя и женщины, рвущейся на свободу из постылого брака. Воланд в этой истории отходит на второй план, представляясь то призрачным спутником автора, то персонажем его романа.

Булгаковская сатира зла. В этом отношении фильм Локшина – антипод гайдаевскому «Ивану Васильевичу...», где у сатиры вырваны все зубы. А здесь она по-прежнему остра и злободневна, и даже скромный довесок от авторов сценария не уступает в едкости оригиналу. Так, хор комсомолок радостно сообщает советским гражданам, что в 2022 году к СССР присоединились все республики. Жестоко.

Аугуст Диль в роли князя тьмы великолепен. Это первый Воланд, которого изнутри разрывает неудержимое веселье при взгляде на самонадеянных адептов научного атеизма, пытающихся доказать, будто бы его, дьявола, нет и быть не может. И Гафт, и Басилашвили выглядели будто бы обиженными таким предположением, а их пророчество о потере головы патетичное и мрачное. Тогда как Диль в искреннем восторге, и его Воланд ёрничает, демонстрируя глумливое смакование абсолютным злом своей беспредельной власти. Превосходны и все прочие герои – попадания в образы, созданные Булгаковым, идеальны. Мастер и Маргарита, свита Воланда, Пилат, вся когорта МАССОЛИТа, сливающаяся в один услужливый, жующий, пьющий и хулящий рот.

Единственный минус фильма – проскальзывающие новозаимствованные слова в прямой речи. Слово «бутик» – как битое стекло в гладкой ткани превосходного переложения текста почти столетней давности в современное кино. В целом же Локшин снял превосходную картину, которая, помимо названных достоинств, во многом очень удачно живописует характер отечественной творческой элиты с её непреходящей склонностью к поеданию друг друга. Булгаковых сегодня нет – латунские будут жрать неудачно оголившуюся эстраду. Главное, чтобы отмашку дали.

Противоположное мнение в статье Виктора Матизена "Страсти по Булгакову"

Тэги: Кино
Обсудить в группе Telegram

Николай Трябин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS