Используется один из известных вариантов прочтения «Мастера и Маргариты» – как лихорадочного видения писателя в клинике для душевнобольных. Локшин дополняет эту версию аккуратными вставками из жизни Булгакова, взятыми из мемуаров его жён. Благодаря этому в некоторых моментах Мастер сливается с автором романа, становясь почти точным отражением своего создателя.
Реализация замечательная – пространство фильма расслаивается сразу на несколько уровней, от обыденной Москвы тридцатых, через фантасмагорическую и монументальную столицу альтернативного Советского Союза, над которой высится чудовищный зиккурат непостроенного Дворца Советов, до потустороннего мира нечистой силы. И в таком контексте уже сложно пенять на исторические несоответствия или авторскую выдумку, поскольку грань между фантазией и реальностью в фильме зыбка и призрачна.
Удачны и отступления от буквы романа, поскольку все они подсказаны Булгаковым. Так, явление в фильме постановки спектакля «Пилат» повторяет идею «Багрового острова», когда Михаил Афанасьевич ранее написанный им фельетон вкладывает в виде пьесы в сюжет другой пьесы. А революционный мюзикл «Вперёд в будущее» – отсылка к пьесе «Блаженство». Главное же отличие – акцент на трагичной любовной истории опального писателя и женщины, рвущейся на свободу из постылого брака. Воланд в этой истории отходит на второй план, представляясь то призрачным спутником автора, то персонажем его романа.
Булгаковская сатира зла. В этом отношении фильм Локшина – антипод гайдаевскому «Ивану Васильевичу...», где у сатиры вырваны все зубы. А здесь она по-прежнему остра и злободневна, и даже скромный довесок от авторов сценария не уступает в едкости оригиналу. Так, хор комсомолок радостно сообщает советским гражданам, что в 2022 году к СССР присоединились все республики. Жестоко.
Аугуст Диль в роли князя тьмы великолепен. Это первый Воланд, которого изнутри разрывает неудержимое веселье при взгляде на самонадеянных адептов научного атеизма, пытающихся доказать, будто бы его, дьявола, нет и быть не может. И Гафт, и Басилашвили выглядели будто бы обиженными таким предположением, а их пророчество о потере головы патетичное и мрачное. Тогда как Диль в искреннем восторге, и его Воланд ёрничает, демонстрируя глумливое смакование абсолютным злом своей беспредельной власти. Превосходны и все прочие герои – попадания в образы, созданные Булгаковым, идеальны. Мастер и Маргарита, свита Воланда, Пилат, вся когорта МАССОЛИТа, сливающаяся в один услужливый, жующий, пьющий и хулящий рот.
Единственный минус фильма – проскальзывающие новозаимствованные слова в прямой речи. Слово «бутик» – как битое стекло в гладкой ткани превосходного переложения текста почти столетней давности в современное кино. В целом же Локшин снял превосходную картину, которая, помимо названных достоинств, во многом очень удачно живописует характер отечественной творческой элиты с её непреходящей склонностью к поеданию друг друга. Булгаковых сегодня нет – латунские будут жрать неудачно оголившуюся эстраду. Главное, чтобы отмашку дали.
Противоположное мнение в статье Виктора Матизена "Страсти по Булгакову"