Русская классическая литература, безусловно, то непреложное и основополагающее, что прочно цементирует нацию. Можно даже сказать, что в этих трёх словах заключена национальная идея или, по крайней мере, её существенная толика.
Отрадно, что театральным сообществом уделяется всё больше внимания отечественной классике. Так, в подмосковном городе Лобня на двух сценах театра «Камерная сцена» вот уже в двадцать восьмой раз прошёл фестиваль «Русская классика». Московский театральный проект «PROТекст» на фестивале сыграл премьеру моноспектакля «МАРГО» известного режиссёра, писателя и драматурга Михаила Крупина и молодой актрисы «с большим потенциалом», по мнению взыскательного жюри, – Дэви Наир. Спектакль поставлен по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и дневникам Елены Сергеевны Булгаковой. М. Крупин известен масштабными историческими постановками (большой резонанс вызвал осуществлённый по его же пьесе спектакль «Александр. Прибытие в Каракорум» Владимирского академического театра драмы, поставленный к юбилею национального героя России и с успехом сыгранный на престижном фестивале «Диалог эпох» в Нижнем Новгороде). Дэви Наир больше известна как актриса кино, тем не менее моноспектакль «МАРГО» внезапно произвёл фурор на фестивале и был награждён дипломом «За оригинальное соединение прототипа и художественного образа»!
Яркая, драматичная внешность актрисы, её подлинный темперамент и страстность, поддержанные неожиданными находками и непредсказуемыми визуальными решениями режиссёра, его умением в краткий временной отрезок донести до зрителей потаённые, глубинные смыслы великого произведения русского классика, дошли до сердец зрителей. На открытом обсуждении, где вслед за жюри смело высказывались и зрители, были отмечены изящество и привлекательность актрисы, счастливо совпавшие с литературным образом её героини, пластичность и сложность психологического рисунка, с которым Дэви Наир, безусловно, справилась, а также атмосферность действа, динамика развития сюжета и своеобразие режиссёрской задумки, объединившей литературный персонаж и реальную женщину – Маргариту и Елену Сергеевну Булгакову. Режиссёр Михаил Крупин и автор инсценировки очень бережно отнеслись к тексту, практически не изменив ни единого слова. Сценическая жизнь знаменитой королевы Бала получилась настолько напряжённой и захватывающей, положенные по хронометражу монопроизведений 50 минут проносятся стремительно. За этот временной промежуток зрители погружаются в две эпохи – 30 е (собственно время действия самого романа) и 60 е (дневники Елены Сергеевны Булгаковой). Поразительно, как режиссёру удалось при минимуме декораций и бутафории передать дух этих кардинально отличающихся временных вех и как молодой актрисе удаётся мгновенное перевоплощение из фантастической и загадочной Маргариты в женщину реальную и возрастную. Полюбившийся и зрителям, и критикам спектакль уже приглашён на многие фестивали.
Конечно, текст великого романа трудно поддаётся сценическому воплощению. Он словно сквозит на ветру всех времён, ускользает, но продолжает манить именно своей неразгаданностью, как и вся русская классическая литература, как сама русская душа. И всякая попытка прочтения и осмысления гениального произведения Мастера, если она искренна и глубока, вызывает интерес и отклик театроцентричной публики, что и доказал в очередной раз режиссёр моноспектаклем «МАРГО».