Заметки на полях
Лев Овалов.
Тайны чёрной
магии. –
М.: Престиж-бук, 2018. –
560 с. – 2000 экз.
Разведчик, как бы глубоко он ни внедрился, всегда мечтает вернуться на Родину. Но возвращаются разведчики редко. А затерянные, неизвестные, законспирированные книги – ещё реже. Тем ценнее такие возвращения. Почти 70 лет назад писатель Лев Овалов (на фото) отложил в сторону свою рукопись под названием «Тайны чёрной магии» и занялся другими сюжетами.
В те годы появились «Букет алых роз» и «Медная пуговица», ещё через несколько лет – «Секретное оружие». А про «Магию» основательно забыли. Даже сам автор практически не вспоминал её – по крайней мере, в беседах и интервью. За исключением одного, которое было записано незадолго до смерти Льва Сергеевича. Тайны оставались тайнами. Читателям нашего времени повезло. Для нескольких поколений любителей советского детектива этой книги не существовало, и вдруг она возникла. И это не сиквел, а самый настоящий Лев Овалов.
Книга вернулась случайно. Во многом благодаря исследовательской энергии краеведа Александра Полынкина и хранителей замечательного орловского Государственного литературного музея имени И.С. Тургенева.
Вдова писателя много лет назад передала музею архив Льва Сергеевича. Как правило, он уничтожал черновики. Но повесть «Тайны чёрной магии» была почти подготовлена для печати. И несколько лет назад её нашли и начали возвращать к жизни. Полынкин давно исследует судьбу писателя и, узнав о сенсационной рукописи, сделал всё, чтобы вернуть её к жизни. Так в 2017-м классическая прониниана пополнилась ещё одной книгой. Самое удивительное, что это не мистификация!
Пронин, майор Пронин, Иван Николаевич Пронин, литературный герой, ставший именем нарицательным, советским определением чекиста и сыщика, разведчика и контрразведчика – словом, рыцаря плаща и «Токарева». Последнее произведение о великом чекисте вышло в 1962 году. Писатель Лев Сергеевич Овалов умер в 1997-м. С тех пор не раз предпринимались попытки собрать «всего Пронина». Сформировался корпус произведений: «Рассказы майора Пронина» (три рассказа), «Рассказы о майоре Пронине» (три рассказа), повести «Голубой ангел», «Медная пуговица», «Букет алых роз», «Секретное оружие». Причём повесть «Букет алых роз» вошла в канон в известном смысле условно: Пронин там не назван по фамилии, но в повадках седовласого генерала контрразведки мы узнаём старого знакомого.
Но оказывается, ещё есть и «Тайны чёрной магии»! Это, пожалуй, самая автобиографичная из оваловских книг о Пронине. Во-первых, сам Лев Овалов действует в «Тайнах чёрной магии» достаточно активно. Мы помним, что он вышел на сцену ещё в «Голубом ангеле», там эпизоды с участием автора тоже обрамляют сюжет, но здесь это обрамление вышло основательным и подробным. Во-вторых, книга, написанная вскоре после ХХ съезда, после реабилитации Льва Овалова, полна рассуждений о сталинских и бериевских «перегибах». Овалов больше никогда столь явно не изливал своих обид на тех, кто по ложному доносу отправил его в места, не столь отдалённые. После ХХ съезда непросто было объяснить людям, почему Сталин, который десятилетиями считался безукоризненным «отцом народов», допускал стратегические ошибки… При этом нельзя было поколебать веру в социалистическую Родину, надо было как-то сохранить основы советского патриотизма… Овалов сделал ставку на усиление партийности. Вера в партию помогала ему преодолеть разочарование в системе.
Автобиографические нити там проглядывают в каждой главе. Овалов последние годы ссылки провёл в Краснодарском крае, в станице Гиагинской, а в «Тайнах…» он поселил Пронина в станице Улыбинской.
Есть в книге и скрытый автобиографический пласт – намёки и подводные течения личного характера. Но самая сильная эмоция – политическая. После ХХ съезда коммунист Овалов – да и не он один! – воодушевился. Веры в коммунизм он не утратил, это выбор юности, основа основ. Восстановлению в партии он радовался не меньше, чем освобождению из ссылки. И в новой книге предстал истинно партийным писателем. Возможно, даже чрезмерно партийным. Вот так он разъясняет природу сталинских перегибов: «Те качества, которые Пронин выработал в себе за долгие годы работы в советской разведке, вдруг обратились против него самого. Воспитанный в традициях Дзержинского, Иван Николаевич Пронин всегда и неизменно считал себя лишь верным солдатом партии, готовым выполнить любое её поручение… Выслуживаться он не хотел, кланяться не умел, при таких руководителях, как Берия, Пронин в органах государственной безопасности пришёлся не ко двору». Для 1957-го это звучит резковато. Почти сенсационно. Но шпионский роман и не может быть пресным – в том числе политически. В рассуждениях Овалова есть и мотивы личной обиды, личной печали. Для него важна «милость к падшим». К таким, как инженер Прибытков, которого когда-то без вины обвиноватили. Трудно живётся Прибыткову – наверное, как и самому Овалову, – в ссылке. Писатель несколько раз возвращается к свербящей мысли: как вредна безоглядная подозрительность, жестокость… Нельзя рубить сплеча, это не по-коммунистически! Коммунист должен бороться за каждого человека. Таким коммунистом и оказался майор Пронин.
В «Тайнах чёрной магии» Овалов показал себя искушённым мастером. Чего стоит одно название – броское, вызывающее, годное для бестселлера. Он не потерял куража и в разметке сюжетных поворотов. Так, повесть не без изящества начинается с «последней главы». Есть там, в соответствии с заглавием, и тайны, и чудесные превращения. Есть и щекотливая тема – колдовство, в которое по невежеству верят наши советские люди. Колдовство – это всегда захватывает и страшит. И всё увязано с международным шпионажем, ведь майор Пронин, даже, если он уже не майор, пустяками не занимается.
На склоне лет Лев Овалов не сомневался, что создал гениального сыщика. Незадолго до смерти он начал предисловие к пронинскому циклу такими словами: «Перед войной в мире было три великих сыщика: отец Браун, Шерлок Холмс и майор Пронин». Не больше и не меньше. И впрямь ему удалось создать один из главных советских мифов.
Арсений Замостьянов