Удивительно, как устроена информационная матрица. Стреляли в будущего президента США, забрали часть его уха, потом готовили на него новые покушения – и всё это затерялось в суете сует. Новости идут потоком, напоминающим растянутую жвачку, которая выдыхается сразу. Как пробиться в этом аду информации о том, что Чёрное море поражено мазутом марки М-100? О том, что мы получили экологическую катастрофу, последствия которой придётся разгребать ещё очень-очень долго?
Мазут наступал, наступает и продолжит наступать. Сначала мы увидели слоёный мазутный пирог в Анапе. Затем эта отвратительная дрянь приплыла в Крым, её выбрасывало на берег один раз, второй, третий. А начальники и чиновники Краснодарского края продолжали рапортовать, что всё под контролем, всё нормально, никакой паники. Одна сцена: по пляжу ходят люди, собирают мазут, ищут перчатки, а сотрудник МЧС стоит и наблюдает. Даже для того, чтобы это поменять, понадобилось немало времени. Ну а хамство чиновника, который посмеялся над волонтёрами, кажется, увидели все. На вопрос, где миллиард, выделенный Анапе на ликвидацию последствий катастрофы, ответил так: «Вам наличными предъявить?»
И, да, я наблюдал и наблюдаю, как буксует неповоротливая машина, лично. Она настолько тяжела, что не вписывается в поворот. Но только ли она?
Удивительно, но многие россияне до сих пор считают, что ничего страшного не произошло. То ли их усыпили, то ли они сами любят поспать. Как в том мемном видео от Гарика Харламова: «Всё в порядке». Ну, вытек мазут где-то в Анапе – что поделать, бывает. А что произошло на самом деле? 15 декабря 2024 года два танкера «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» потерпели крушение в Чёрном море. На их борту находилось более 9000 тонн мазута марки М-100. Он застывает при температуре +25° и не всплывает на поверхность, уходя на дно или плавая в толще воды. Это первая катастрофа с мазутом марки М-100 в мире.
Причина крушения танкеров, как нам пояснили, – сильный шторм. Также говорится об аварийном состоянии танкеров «Волгонефть» и несогласованности действий во время шторма. Как заявил Минтранс, владельцы танкеров нарушили сезонные ограничения, у кого-то не оказалось лицензии на перевозки опасных грузов. Как это часто бывает, отсутствие максимально артикулированной версии катастрофы породило, с одной стороны, сон разума части населения, с другой – появление огромного числа объяснений (в том числе совершенно безумных). Какая страховая компания взяла на себя риски? Кто допустил эксплуатацию таких судов? Оплачивают ли их реальные владельцы ликвидацию катастрофы? Почему наказаны лишь капитаны танкеров? Когда нам дадут ответы?
Следственный комитет назвал произошедшее экологической катастрофой. Однако можно говорить и просто – «катастрофа» (мощнейшая!), потому что 9000 тонн токсичного мазута в Чёрном море наносят удар по всем сферам. Тот же Следственный комитет возбудил дело в отношении халатности по ликвидации катастрофы. Её статус (уровень) – региональный, межрегиональный, федеральный – повышали, но в некоторых аспектах воз и ныне там. Уже полтора месяца с того дня, когда два танкера потерпели крушение в Чёрном море. И ликвидация последствий катастрофы все эти дни по большей части является иллюстрацией известной фразы «будут проблемы – будем решать». Хотя проблем уже столько, что потонем в мазуте. Чего ждём?
Да, обычные же люди – граждане – начали действовать сразу. Кадры с активистами, разгребающими мазутные топи, одновременно ужасали и восхищали. Герои! Однако надо объективно заметить, что на этой теме, к сожалению, многие начали и хайповать тоже. Мужчина в эффектной шапке, убирающий мазут, – это какая-то запредельная нелепость. Плюс волонтёр волонтёру рознь; это тоже понимать важно. Один реально выполняет задачи, работая лопатой и головой, а другой снимает видео и собирает деньги непонятно на что. Ему-то понятно, но помощи с того нет.
Опять же важно понимать, что катастрофа не преодолена до сих пор. И главное – по-прежнему (!!!) нет чёткого понимания, что с этим всем делать на системном уровне. Танкеры лежат, а мазут с них движется по Чёрному морю. Ежедневно фиксируются новые выбросы – в том числе уже на убранных пляжах. Не такие большие, как раньше, но всё же. В частности, лично я дважды зачищал пляжи в Каче и дикие пляжи в Любимовке. Тут необходимо понимать, что, например, убирать мазут с песка легче, чем с камней. Однако и там и там действовать надо оперативно, потому что чёрная дрянь буквально въедается в местность.
Соответствующие службы действуют по ситуации: выбросило мазут на берег – его собрали, если удалось и успели. Что с научными методами? Можно ли собирать мазут непосредственно в море специальными судами? Можно ли ставить на берегу защитные сетки? Из тех, что уже поставили, многие неэффективны. Как быть с сорбентами? Не верить же рассказам о том, что «Чёрное море самоочищается». Можно ли растворять мазут на камнях химическими средствами? Как убирать с камней – «Фейри» или горелкой? Существуют ли соответствующие методы и возможности для сбора или уничтожения мазута не только физическим трудом людей с лопатами?
Нам говорят, что да, такие методы есть – и все усилия предпринимаются. Но нам же и говорят о спасённых птицах, а потом выясняется, что при некоторых обстоятельствах человек ещё и может пострадать из-за того, что поймал и отмыл гагару. Нет чётких, распространённых везде и всюду рекомендаций по спасению птиц. Проблема, например, заключается в том, что человек («заставь богу молиться – он себе лоб расшибёт») начинает ловить птицу, которая в том, чтобы быть пойманной, не нуждается. Как дальше правильно отмывать от мазута птицу? Как поддержать здоровье? Тут мало усилий энтузиастов.
Наблюдаю, как соответствующие службы работают в связке с волонтёрами и просто неравнодушными гражданами. Звонишь человеку: «Поможешь убрать мазут в Любимовке?» – «Да, кто, если не мы?» И человек приходит и тащит на себе мешки, несмотря на болезни. Вот, кстати, прикладной вопрос: как вывозить и как вывозят мешки с собранным мазутом с труднодоступных мест? Как далее утилизируется собранный мазут? Всё это необходимо объяснять, разжёвывать людям. Так же, как и подробно разъяснять, как обезопасить себя на уборочных работах: какие респираторы, лекарства использовать. Из своего опыта: обязательны качественный респиратор (стоимостью от 1700 рублей, класс защиты FFP3), защитный костюм, резиновые сапоги, перчатки для работы с нефтепродуктами. Из лекарств нужно до и после работ пить белый уголь, защищать печень, обязательно промывать носоглотку.
Если же мы говорим о глобальных задачах, то главная из них – выстроить прямой контакт между властью, соответствующими службами и неравнодушными гражданами. Одно без другого не может существовать. Простой пример: ты вышел на уборку пляжа, собрал мазут в мешки, но вывезти и утилизировать мазут могут только соответствующие службы. Прямой диалог и чёткие разъяснения отсекают и любые попытки спекулировать на данной теме. Огромное количество людей готово и способно решать вопросы с разливом мазута в Чёрном море. Я вижу их каждый день. Однако за полтора месяца – казалось бы! – всё ещё продолжает выстраиваться.
А человеческая энергия меж тем не бесконечна. Хотя вообще наши люди поразительны. Глядя на них, каждый раз убеждаешься, что они и есть главное богатство России. Рождается вера, уверенность даже, что такие люди, сплотившись, обязательно смогут преодолеть катастрофу. У них есть воля, у них есть решимость – они совершают дела и созидают. Такой он – русский народ! И, пожалуй, это единственное, что вселяет в меня оптимизм в столь трудные, в прямом и в переносном смысле чёрные дни. Ибо, как писал Андрей Платонов, страна темна, но человек в ней светится. И я очень надеюсь, может быть слишком наивно, что этот свет разгонит мазутную тьму.