Выдающийся новатор железнодорожного транспорта предвоенных лет Николай Григорьевич Ярмольчук оказался одним из тех самородков, которым открыла перспективы роста Октябрьская революция. Рабочий-монтёр Курской железной дороги, он рано вступил в большевистскую партию, был участником сражений на фронтах Гражданской войны. А потом решил стать инженером – учился и в Бауманке, и в Энергетическом институте. В начале 1930-х, когда громко звучало в СССР могучее слово «индустриализация», Ярмольчук предложил коллегам своё изобретение – удобный, безопасный сверхскоростной поезд, который, как казалось, разрешит наконец задачу, над которой давно бились конструкторы многих стран: преодолеть пространство и простор так, чтобы из Москвы до Ленинграда добираться за 3 часа, а то и быстрее. А путь к далёким сибирским и дальневосточным городам сократить до полутора суток.
В чём состояла его идея, если говорить о ней, не углубляясь сильно в техническую терминологию? Ярмольчук предлагал отказаться от привычных железнодорожных путей и вместо колёс использовать… усечённые шары! Которые катились бы по жёлобу и везли на себе поезд, состоящий из вагонов футуристической обтекаемой формы. Шаровые катки, эластичный ход… И мечта о скорости и комфорте вроде бы вот-вот должна была воплотиться. Новая железная дорога, как предполагалось, станет работать исключительно на электроэнергии и называться шароэлектролотковой или сокращённо – ШЭЛТ. В Московском институте инженеров транспорта Ярмольчуку даже удалось построить модель шаровагона. Она плавно двигалась по желобку-одноколейке. Словом, этот аттракцион выглядел вполне убедительно.
Идея далеко не сразу получила поддержку управленцев. Более того, влиятельный Лазарь Каганович, допустим, всегда относился к ней скептически, делая ставку на совершенствование паровозов. Но покровители у Ярмольчука нашлись (например, смелый проект благосклонно одобрил влиятельный Валериан Куйбышев), и в августе 1933 года совнарком принял решение построить опытную железную дорогу для шаропоезда – от столицы до подмосковного Ногинска. О новом русском монорельсе писали не только в советской, но и в зарубежной прессе. «Вы можете влезть в маленький модельный жестяной вагончик. Лёжа вы поместитесь в нём. Для удобства внутри игрушечного вагона положен мягкий матрац. Вы мчитесь не по прямой, а по кругу. Вагон чуть-чуть кренится и снова выпрямляется: «ванька-встанька» противодействует центробежной стихии», – это из журнала «Огонёк».
В необычных вагончиках охотно катались журналисты и учёные. Изобретатель получил штат помощников, включая видных инженеров. И, конечно, бюджет – на создание «Бюро опытного строительства сверхскоростного транспорта по разработке и реализации изобретения Н.Г. Ярмольчука». Они создали опытный экземпляр шаропоезда – как считалось, по величине он являл собой примерно 20 процентов от будущего технического чуда. Неподалёку от станции Северянин построили шародром, где изобретатели проводили свои опыты. Модель разгонялась до 75–80 километров в час. Настоящий же шаропоезд должен был ездить в 3–3,5 раза быстрее. Ярмольчук верил, что создаёт транспорт будущего «Всемирного Союза Советских Республик». А для начала рассчитал, что за год его шаропоезд сможет перевезти из Москвы в Ногинск и обратно более 5 миллионов человек. Другое дело – была ли экономическая необходимость в таких путешествиях? Тем не менее испытания на шародроме прошли успешно: изобретателей похвалили признанные учёные, в том числе академик Сергей Чаплыгин.
Колесо в жёлобе
От Москвы (станцию отправления для шаропоезда собирались построить в Измайлово или Черкизово) до Ногинска – 50 километров. Однако строить жёлоб по чертежам Ярмольчука и его единомышленников оказалось задачей по тем временам неисполнимой. В холодное время, например, мешала наледь. Это наблюдалось и на опытной трассе возле Северянина. А регулярно чистить от наледи путь от Москвы до Ногинска представлялось делом невозможным. Специалисты опасались, что всё может закончиться катастрофой…
В итоге проект свернули достаточно быстро – в конце 1934 года. Об идеях Ярмольчука тут же перестали вспоминать, но сам изобретатель не унывал. Он был человеком смелым, искренним. Когда началась Великая Отечественная – в тылу не отсиживался, за заслугами не прятался. В его военной биографии значатся несколько ключевых битв ХХ века. Из горнила Второй мировой инженер-капитан Ярмольчук вернулся с боевым орденом Красной Звезды и с прежней мечтой о шаропоезде.
В те годы его идея казалась как минимум преждевременной. Только в фантастических романах время от времени рассказывали о подобных чудесах из будущего. Капиталовложений изобретатель не дождался, хотя постоянно обращался за поддержкой и в Совет министров, и в исполком Моссовета. Но… безрезультатно.
Много лет Николай Григорьевич вёл кружок юных конструкторов в Бауманском доме пионеров Москвы. Вместе с талантливыми ребятами он разработал универсальную модель шаропоезда для езды по дорогам с любым покрытием. Это чудо техники было представлено на Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 года, 65 лет назад. Однако до серьёзной практической работы Ярмольчука не допускали. Многие профессионалы относились к нему как к шарлатану, но многие и уважали – как пионера высокоскоростных дорог.
Между прочим, изобретатель усовершенствовал своё творение. Мешает наледь? Его новому послевоенному шаропоезду уже не нужен был никакой лоток – он мог уверенно двигаться даже по шоссе. Правда, существовал этот образец шаропоезда только в виде детской, хотя и впечатляющей модели.
Реализовать мечту Ярмольчуку не удалось. Но некоторые его наработки не забыты, не списаны в архив. Многие из них применяются на железных дорогах и в наше время. Например, лотковый путь пригодился для поездов на воздушной подушке, а упругое резиновое покрытие – в метрополитене. Все мы привыкли к вагонам обтекаемой формы и аэродинамическим тормозам. Так вот всё это впервые появилось именно в чертежах Ярмольчука. Потому и вспоминаем мы о об этом человеке с почтением.
Опытный шароэлектропоезд Ярмольчука – настоящий «Сапсан» из 1930-х