Ольга Дубинянская,
Симферополь
Небольшой по формату, изящный по оформлению сборник стихов Игоря Клоссовского открывает читателю окно в мир поэта, созерцателя и созидателя. Автор приглашает каждого, кто берет в руки книгу «Подражание»: войти в этот мир, ощутить его гармонию, красоту, притягательность. Нужно только настроить свое восприятие в унисон с ритмами души поэта, тогда его видение реальности и ирреальности бытия станет на краткое время твоим. И вот ты уже захвачен магией волшебных превращений: «притворился бабочкой прошлогодний лист», «брызжет мороз золотыми снежинками», «ночной красавицы бутоны… пьют лунный свет», а «лес подражает поездам».
Игорь Клоссовский тонко воспринимает все, даже самые малые движения живой природы, ощущает свое кровное родство с ней. И когда его утомляет однообразие многочисленных беспардонных «подражателей» и подражательности в искусственном мире урбанистической цивилизации, поэт отправляется туда, где в «мире огромном земли и небес» он остро чувствует: «здесь я свой». В этом чистом мире пульсирующей жизнью природы он «в море истово смывает городскую суету». А когда нет возможности отправиться «в горы, в лес», приходит на помощь «дежурное занятье: рассматривать сюжет в оконной раме». Зимой это – графический «натюрморт из голых веток», весной, «когда из почек рвутся листья», «графику заменит акварель». Поэт-созерцатель наблюдает «сюжетов смену», а поэт-созидатель изменяет сюжеты вдохновенной силой своего воображения: зимой отправляется в лето, светом физалиса освещает ноябрьский сумрак, посредством трех бегоний создает «домашние джунгли», где можно скрыться и отдохнуть от городской суеты. Автор книги не устает восхищаться и красотами живой природы, и таинством рождения стиха: «Как удивительно рождать в себе слова и выпускать их, словно птиц, на волю». Вероятно, это неизбывное ощущение чуда жизни и питает творческое вдохновение поэта.
Стихи Игоря Клоссовского мелодичны, насыщены яркими метафорами, анафорами, аллитерациями: «Жара. / Заржавевшие жабры / Обжаренных жемчужных облаков. / Жара. / И не снижает жажды / Журчанье жарких жгучих ветерков. / Жара». Следует отметить одну особенность поэзии Клоссовского – использование очень лаконичных форм при мощной смысловой и эмоциональной наполненности стиха. В поэтическом арсенале поэта часто встречаются четверостишия и танка: «Всегда облака / проплывают над нами / без остановки. / И человек не может / остановиться в пути».
Любовная лирика этого поэта чиста и трансцендентальна. Лирической героине не назначаются свидания, ее заклинают, «до головокружения» ворожа в саду, ей поверяют «свой сокровеннейший секрет».
Игорь Клоссовский не только созерцатель и воспеватель жизни, но и осмыслитель ее. Стихи этого поэта философичны. На обложку книги автор вынес слова Екклесиаста: «Нет ничего нового под солнцем». И лейтмотивом сборника «Подражание» является мысль о том, «что все повторяется, все уже было» и в природе, и в истории человечества. Отсюда и ощущение горечи жизни: «манящая горечь начала, щемящая горечь конца».
Поэт размышляет над «бренностью земного бытия», пытается заглянуть за грань, разделяющую жизнь и смерть, задумывается над возможным исчезновением людской цивилизации:
Представьте: наступит Конец Времен –
Человечеству не повезло –
На много лет, может, на миллион.
Исчезнут Добро и Зло…
И все же в целом поэзия Игоря Клоссовского светла, радостна, насыщена полнотой жизни: «Доволен жизнью я вполне, / И жизнь моя полна». Поэт делится с читателем своим «фирменным рецептом» преодоления всех перипетий жизни – каждый день встречать с улыбкой. Если последовать совету поэта, возможно, и мы услышим как
Гремит осанну хор пчелиный,
И шмель солирует в траве…