
Татьяна Воеводина, предприниматель, публицист
Кабинет министров с небольшими оговорками поддержал поправки в закон «Об образовании», позволяющие правительству определять количество платных мест в вузах в зависимости от кадровых потребностей экономики. Поправки после принятия вступят в силу с 1 сентября 2026 года.
Похоже, в этот раз замахнулись – ни много ни мало – на радикальную смену парадигмы. Ведь образование пока услуга вроде познавательной экскурсии, посещения музея, занятий йогой в фитнес-центре. А нужна осмысленная подготовка специалистов народного хозяйства. В должном количестве и самого современного качества. Делается шаг в этом направлении: учить тому, чему надо, а не тому, чего хотят дети и родители. Работать люди должны там, где востребованы, и по реальным специальностям.
В постсоветское время движение было в обратном направлении: образование всё больше превращалось в частную услугу. И по законам бизнеса предоставлялись услуги, на которые спрос. Отсюда неимоверное число психологов, конфликтологов, антропологов, политологов, переводоведов, даже знатоков… глобальных процессов (есть такой факультет в МГУ!). Не говорю уж о пресловутых юристах-экономистах. И на всех этих специальностях множество государством оплаченных мест. Зачем? В целом мест столько, что даже невежественный выпускник средней школы имеет шанс поступить на «платку» в какой-нибудь вуз, зачастую приличный.
Сегодня Россия на первом месте в мире (деля его с Канадой) по охвату населения высшим образованием: в возрастной группе 24–61 год – 54%, в более молодом возрасте – больше. Сегодня на каждого, кто не поленился окончить полную среднюю школу (а из неё почти никого не выгоняют), заготовлено статистическое место в школе высшей. В материале ТАСС от 5 июля 2024 года со ссылкой на вице-премьера Т. Голикову сообщалось, что в том году вышло 635 тыс. учеников полной средней школы, а контрольные цифры приёма в вузы – 621 321. При этом более 60% выпускников школы поступили на бюджет.
Если это как минимум не социальная распущенность, то что? В повестке дня стоят такие меры:
– Распределение специалистов не после окончания вуза, а на момент поступления. Если это окажется невозможным, надо задаться вопросом: а нужна ли такая специальность и такие специалисты?
– Диплом выпускнику следует выдавать только после отработки нескольких лет по специальности. Скольких? Ну, хотя бы двух-трёх, лучше пяти. Пять – как раз те годы, которые, как считается, создают специалиста. Можно выдавать свидетельство по окончании вуза, а полноценный диплом – после отработки. Важно иметь единую государственную базу данных на всех выпускников с их послужными списками.
– После какого-то числа лет, проведённых без работы по специальности, диплом аннулируется. Исключение – мамы в декретном отпуске.
Думаю, речь пойдёт только о нужных государству специальностях. На них надо учить, безусловно, за казённый счёт. Так, собственно, и происходит: на агрономов учат бесплатно. А ненужные специальности закрыть? Не обязательно. Но точно надо многое дополнительно переосмыслить. Может быть, не всем выпускникам выдавать дипломы гособразца, а продумать и ввести новую градацию. Следует шире распространить всякого рода профессиональные курсы, которые в наше время могут готовить специалистов на высоком уровне. Это может быть дополнением к дипломам техникумов и колледжей.