Гран-при 34-го открытого фестиваля документального кино «Россия» получил новый фильм Алексея Головкова «Семь дней осени». Фильм о жизни глухонемой пары в якутской тайге – один из самых запоминающихся. Он разбивает устойчивое мнение, что документальное кино – это что-то скучное. Я решил поинтересоваться у Алексея Головкова, как ему это удалось и что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию. Вот отрывки из нашей беседы.
– Запоминающийся герой – добрая часть успеха фильма. Это справедливо и для вашей дилогии про оленевода-отшельника, и для вашей последней картины. Как вам удалось найти героев «Семи дней осени»?
– Говорят даже, что хороший герой – это не половина успеха фильма, процентов семьдесят. И тогда, если ещё и правильно сделать фильм, смотреть его интересно. Когда я снимал свои первые фильмы про оленевода Александра Колесова, недалеко от него – буквально в 90 километрах – жили мои герои из «Семи дней осени»: Василий и Ираида. Так уж сложились карты, что знаменитая путешественница Марина Галкина (ведёт авторский блог на YouTube. – Прим. редакции) тоже к ним ездила. И это совпало: её поездка к ним и начало производства моего фильма. Поэтому я подумал, что это замечательно. Марина к ним съездила, у них огромное количество просмотров на YouTube. И надо бы подкрепить фильмом. Собственно, вот так я с ними познакомился.
– Алексей, в дискуссиях на кинофоруме «Россия» многие сетовали на то, что документальное кино не вызывает интереса у рядового зрителя. Согласны ли вы с подобной оценкой и что могло бы существенно повлиять на сложившуюся ситуацию?
– Я считаю, что это абсолютно так! При всех достоинствах нашего документального кино, глубине философии, что это такое? В большинстве своём конкретная структура: хроника, «говорящая голова» и какие-то перебивки. Собственно, вот и всё документальное кино. Но массовый зритель сейчас очень избалован огромным количеством информации и сам регулирует, что ему смотреть в интернете. Он привык к клиповому мышлению, ему неинтересно смотреть какие-то авторские фильмы, которые зачастую просто скучно сделаны, хотя, конечно, бывают приятные исключения. А вот работы наших зарубежных коллег пользуются огромным спросом, почему? Они делают кино на качественно ином уровне. И подходят к документальному кино как к массовому кино. И там, во-первых, бюджеты внушительные, во-вторых, сам фильм создаётся почти как игровой – со сложной структурой, построением интриги, и даже монтаж сложнее. К тому же они ориентируются на отличные истории, рассчитанные сразу на массового зрителя. Там документальное кино привлекает историей, динамичным монтажом, глубиной проработки, это – сложнейшая работа, и, помимо всего прочего, там попадаются среди всего этого массового, коммерческого и какие-то хорошие авторские фильмы. То есть коммерческое не значит плохое, коммерческое значит сложное. Это не говорит о том, что они будут делаться глупо, плоско и неинтересно. Ничего подобного! Напротив, как раз сложно, глубоко и «попробуй-ка так сделать». Поэтому для начала мы должны начать делать массовое документальное кино, и потом, когда уже зритель поймёт, что отечественную документалистику интересно смотреть, можно показывать авторское, глубокое и философское. Ну и всё-таки надо стараться менять формат, уходить от «говорящих голов» и хроники, потому что это всё уже настолько устарело, что даже я, например, это не смотрю.