Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 ноября 2023 г.
Телеведение Литературный резерв

Менять формат

Как сделать документальное кино массовым?

04 ноября 2023

Гран-при 34-го открытого фестиваля документального кино «Россия» получил новый фильм Алексея Головкова «Семь дней осени». Фильм о жизни глухонемой пары в якутской тайге – один из самых запоминающихся. Он разбивает устойчивое мнение, что документальное кино – это что-то скучное. Я решил поинтересоваться у Алексея Головкова, как ему это удалось и что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию. Вот отрывки из нашей беседы.

– Запоминающийся герой – добрая часть успеха фильма. Это справедливо и для вашей дилогии про оленевода-отшельника, и для вашей последней картины. Как вам удалось найти героев «Семи дней осени»?

– Говорят даже, что хороший герой – это не половина успеха фильма, процентов семьдесят. И тогда, если ещё и правильно сделать фильм, смотреть его интересно. Когда я снимал свои первые фильмы про оленевода Александра Колесова, недалеко от него – буквально в 90 километрах – жили мои герои из «Семи дней осени»: Василий и Ираида. Так уж сложились карты, что знаменитая путешественница Марина Галкина (ведёт авторский блог на YouTube. – Прим. редакции) тоже к ним ездила. И это совпало: её поездка к ним и начало производства моего фильма. Поэтому я подумал, что это замечательно. Марина к ним съездила, у них огромное количество просмотров на YouTube. И надо бы подкрепить фильмом. Собственно, вот так я с ними познакомился.

– Алексей, в дискуссиях на кинофоруме «Россия» многие сетовали на то, что документальное кино не вызывает интереса у рядового зрителя. Согласны ли вы с подобной оценкой и что могло бы существенно повлиять на сложившуюся ситуацию?

– Я считаю, что это абсолютно так! При всех достоинствах нашего документального кино, глубине философии, что это такое? В большинстве своём конкретная структура: хроника, «говорящая голова» и какие-то перебивки. Собственно, вот и всё документальное кино. Но массовый зритель сейчас очень избалован огромным количеством информации и сам регулирует, что ему смотреть в интернете. Он привык к клиповому мышлению, ему неинтересно смотреть какие-то авторские фильмы, которые зачастую просто скучно сделаны, хотя, конечно, бывают приятные исключения. А вот работы наших зарубежных коллег пользуются огромным спросом, почему? Они делают кино на качественно ином уровне. И подходят к документальному кино как к массовому кино. И там, во-первых, бюджеты внушительные, во-вторых, сам фильм создаётся почти как игровой – со сложной структурой, построением интриги, и даже монтаж сложнее. К тому же они ориентируются на отличные истории, рассчитанные сразу на массового зрителя. Там документальное кино привлекает историей, динамичным монтажом, глубиной проработки, это – сложнейшая работа, и, помимо всего прочего, там попадаются среди всего этого массового, коммерческого и какие-то хорошие авторские фильмы. То есть коммерческое не значит плохое, коммерческое значит сложное. Это не говорит о том, что они будут делаться глупо, плоско и неинтересно. Ничего подобного! Напротив, как раз сложно, глубоко и «попробуй-ка так сделать». Поэтому для начала мы должны начать делать массовое документальное кино, и потом, когда уже зритель поймёт, что отечественную документалистику интересно смотреть, можно показывать авторское, глубокое и философское. Ну и всё-таки надо стараться менять формат, уходить от «говорящих голов» и хроники, потому что это всё уже настолько устарело, что даже я, например, это не смотрю.

Тэги: Кино
Обсудить в группе Telegram

Никита Маргаев

Родился в 2003 году в Москве. Студент кафедры ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS