Евгения Пименова, политолог, кандидат исторических наук
Германия, недавно пережившая внеочередные парламентские выборы, получит новое правительство. Ожидается, что 6 мая новый состав бундестага изберёт канцлером председателя ХДС Фридриха Мерца (на фото). Он возглавит кабинет министров на базе двух партий – ХДС и СДПГ. Дуумвирату придётся выводить страну из штопора. При этом экономический кризис вкупе с внутренней нестабильностью и нарастающей милитаристской риторикой могут обрушить и новое правительство раньше срока.
В качестве приоритета объявлено наращивание немецкого военного потенциала – разумеется, из-за «российской угрозы». Ради достижения им задуманного Мерц пошёл на политический трюк. Понимая, что в новом парламенте поддержка будет зыбкой, он загодя ценой ощутимых репутационных потерь протащил поправки к конституции, которые позволяют многократно наращивать военный бюджет ФРГ.
Судя по всему, для Мерца это ключевой вопрос. Ведь когда президент США Трамп начал динамичный переговорный процесс по Украине, возвратив общение Москвы и Вашингтона, Германия переживала вакуум власти. Уходящий канцлер Шольц уже не мог принимать значимых решений, а возможный будущий – Фридрих Мерц – ещё не имел легитимного веса. ФРГ выпала из международной повестки в острый момент. Теперь же боевитый Мерц настроен стремительно наверстать упущенное. И даже перехватить инициативу у Парижа и Лондона, которые стали сбивать «коалицию желающих», готовую поддерживать Киев, если вдруг США потеряют интерес к «незалежной».
Тем более что американские политики дружно (что у них бывает не всегда) намекнули: если в ближайшее время не случится видимого прогресса в решении украинского конфликта, США попросту могут умыть руки. В этих условиях, разумеется, основная нагрузка в противостоянии с Россией ляжет на Европу (против чего многие в ней не возражают, совсем наоборот). Мерц, вероятно, увидел свой шанс: полагает, что ещё более смелое вовлечение Берлина в противодействие Москве нарастит политический вес ФРГ в западном саду. И не просто сделает её координатором антироссийской политики, но и поможет Европе обрести достойное самоопределение в условиях текущих структурных геополитических изменений. Разумеется, при «руководящей и направляющей» роли Германии. Как говорится, мечтать не вредно.
Один из главных козырей Берлина, в чём уверен Мерц, – поставка Украине дальнобойных ракет Taurus. Олаф Шольц довольно хитро сопротивлялся этому, а его вероятный сменщик проявляет куда более грозный настрой. Недавно Мерц даже заявил, что «таурусы» могут быть эффективны для ударов по Крымскому мосту. Явное умопомешательство, даже его партнёры по коалиции колеблются, а Москва твёрдо заявила: это станет «красной линией». Но пока очевидно, что вероятность мерцевских поставок ракет возрастает.
При этом важно понимать: борьба с Россией как с якобы главной экзистенциальной угрозой и вечным врагом Европы (в её потаённых диких оценках), скорее, не цель, а средство для Германии. В Берлине осознают, что текущие изменения в системе международных отношений, переход от глобалистского неолиберализма к жёсткой силовой геоэкономике – это не политическая аберрация и не пустая прихоть эксцентричного Трампа. Это неизбежный вектор развития. И немцам с их извечными амбициями не хочется оказаться в задних рядах, поэтому борьба Берлина за место под солнцем обретает новое измерение. Другой вопрос, к чему всё это приведёт.