Железные дороги – это цивилизация, скорость, но главное – это жизнь! Новые посёлки и города возникали и возникают возле стальных магистралей. Например, город Ртищево, к истории которого мы не раз обращались, рассказывая о замечательных железнодорожниках разных эпох.
Живописный городок расположился на реке Ольшанке, в 214 километрах от Саратова. А поселение на этом месте известно аж с конца XVI века. Называлось оно Покровское – как водится, по наименованию местного храма. В 1723 году село получил во владение Василий Михайлович Ртищев – соратник Петра Великого и Александра Меншикова, у которого он служил адъютантом, участник многих сражений Северной войны. В то время – майор, позже он дослужился до генеральского звания. Василий Михайлович – внучатый племянник Фёдора Михайловича Ртищева, который прославился как выдающийся благотворитель, в итоге и дал селению свою звучную фамилию. Интересно, что незадолго до смерти Ртищев завещал все свои земли крестьянам, однако его потомки не исполнили воли генерала. Позже среди владельцев села значился Алексей Михайлович Ченыкаев, выпускник кадетского корпуса, ставший директором Саратовской гимназии.
В 1868 году комитетом земской Тамбово-Саратовской железной дороги полевые наделы крестьян села Ртищева Сердобского уезда были отчуждены под строительство станции, кардинально изменившей судьбу этих мест. В 1871-м станция открыла двери для пассажиров, вокруг неё образовался пристанционный посёлок. Одновременно начались работы в паровозном депо «на 12 стойл», а вскоре поблизости открыли второе депо.
С годами важность этого предприятия только возрастала. В истории Ртищева со знаменитым депо связано почти всё. В 1910 году машинисты братья Толмазовы и дорожный мастер Семержис открыли в посёлке иллюзион-синематограф «Прогресс». Клубы, школы, магазины, фабрики – всё имело отношение к железной дороге.
25 мая 1918 года в Ртищеве взбунтовался эшелон чехословацких пленных, которых хотели направить на родину. Перебив красноармейцев, чехословаки захватили станцию. 27 мая вечером известие об этом восстании получил Саратовский губернский исполком. Выбить мародёров удалось через два дня.
Память о Нансене
Во время голодомора в Поволжье железнодорожный городок стал центром работы фонда Нансена. В Ртищеве действовали бесплатные столовые, ставшие спасением для тысяч людей. Сам Фритьоф Нансен побывал в Ртищеве и прожил в городе несколько дней. Устроившись в скромной комнате на вокзале, великий путешественник проверял, как кормят детей-сирот, и посещал пункты выдачи пайка в окрестных волостных сёлах.
«На втором этаже вокзала города Ртищево нас встретили мужчина и женщина, приветливые, вежливые, располагающие к себе. Предложили горячего чая с галетами... Приезжий оказался иностранцем Фритьофом Нансеном. Он неплохо говорил по-русски, только изредка путал смысл слов... Четверо суток провёл Нансен в Ртищеве. Мы спрашивали учёного, не страшно ли ему разъезжать по голодному и тифозному Поволжью? Он отвечал: «Было в моей жизни ещё страшнее. А здесь хороший народ тяжко страдает» – так вспоминала о знаменитом проверяющем очевидец тех событий кладовщица продовольственных складов в Ртищеве Мария Шайкина, кстати, разведчик Чапаевской дивизии.
Нансен не забыт в современном Ртищеве. На здании вокзала установлена мемориальная доска из чёрного мрамора с надписью: «На этом вокзале в 1921 году великий гуманист Фритьоф Нансен развернул деятельность по спасению голодающего Поволжья, создав распределительную базу продуктов питания».
Город героев
Вскоре после Гражданской войны пристанционный посёлок Ртищево получил статус города. А в годы Великой Отечественной ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую функцию – связывал тыл с фронтом. В городе дислоцировались 100-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи и 243-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион. Они охраняли депо и железную дорогу.
В 1950-е весь город знал машиниста-новатора Александра Мещерякова, потомственного железнодорожника, начавшего трудовой путь в 1934 году слесарем-ремонтником в ртищевском депо, потом возившего составы на мощном «ФД», а после войны и на тепловозах. В 1950-е Мещеряков первым на сети дорог Советского Союза предложил обслуживать тепловозы ТЭ3 вдвоём, а не втроём. Это начинание распространилось по всей стране. Кроме того, опытный машинист разработал способ эксплуатации составов на длинных тяговых плечах, позволивший снизить стоимость перевозок почти на 20 процентов.
Новаторов на железной дороге уважали во все времена. За высокие производственные показатели при освоении нового вида тяги 1 августа 1959 года Александр Николаевич Мещеряков был удостоен звания Героя Социалистического Труда. А в 1993-м, когда по России путешествовала британская королева Елизавета II, именно Мещеряков (тогда ему было под 80!) возглавлял бригаду машинистов ретропоезда, в котором английская гостья совершала экскурсию. Впрочем, что ему королева. Алексей Николаевич – фронтовик, брал Кёнигсберг. И всю жизнь трудился не ради королевских почестей.
Город многим обязан железной дороге и людям, которым она дала путёвку в жизнь. Недаром несколько улиц в Ртищеве названы Железнодорожными. Среди почётных граждан Ртищева – Сергей Леонидович Гуркин, начальник локомотивного депо, почётный железнодорожник. Но весь город полюбил его, когда Сергей Леонидович был машинистом электровоза – лучшим в депо. Не сплоховал Гуркин впоследствии и на административной работе. В 1983 году по его инициативе в депо появился новый цех по ремонту локомотивов ЧМЭ-3, а в состав предприятия вошёл и кирпичный завод.
Мемориальный паровоз
Ртищевской достопримечательностью стал памятник-паровоз серии «Л» № 0026 («Лебедянка») 1946 года выпуска. На тендере надпись: «С Днём Победы!» Рядом с паровозом установлена мемориальная плита, надпись на которой гласит: «В знак уважения и памяти ртищевским железнодорожникам. С верой в будущее, не забывая о прошлом. Август 2012». Инициатором появления этого монумента был тогдашний начальник Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги Сергей Николаевич Коржов.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»