Это писатель, достаточно широко известный в литературных, и не только, кругах, председатель Интернационального союза писателей.
Широта творческого охвата Александра Гриценко радует. Он поместил под одну обложку всё, чем богато его творчество, – от глав романа и пьесы до литературной критики, рассказов и путевых очерков. Отдельный раздел посвящён драматургии.
Для себя в первую очередь я выделил рассказ – он действительно выделяется – и литературоведческие статьи.
Рассказ интересен не столько темой, которую в советское время назвали бы очернительством, а в 90-е использовали бы как сюжет для сериала, сколько манерой подачи.
Александра я знаю – точнее, все его знают – как образованного и интеллигентного человека. Но рассказ ведётся от лица этакого обитателя городского дна, причём под «дном» имеется в виду весь маргинальный город.
Абсолютно естественно и правдоподобно, с использованием арго, построением фраз, озвученных мыслей и стремлений ведётся речь от имени героя. Люмпенизированного парня, живущего в стае, на территории стаи, конфликтующего с другой стаей (стаей другого района) и не представляющего себе иной жизни. Не имеющего представления – потому что не нуждается в нём.
Хорошая литература должна не просто запоминаться, а цеплять (да простите мне такое дилетантское слово). Так вот рассказ именно что цепляет. И даже не просто естественностью (её достичь достаточно просто), а естественностью высокохудожественной.
И ещё я обратил внимание на статьи.
Хорошее литературоведение встречается не так часто, как бы хотелось, и тем более – как кажется. Непростое это дело – сохранить баланс между соблазном впасть в умствование, совершенно не заботясь, так сказать, о читательском комфорте, и доступностью для того же читателя.
Всё-таки книги пишутся не для узкого круга. И писатель работает не в стол – тем более сейчас, в эпоху интернета. Соответственно и критические статьи не должны быть направлены исключительно на свою аудиторию.
Гриценко способен заслуженно похвалить и ощутимо приложить, причём по делу. И статьи, и интервью (кажется, их я не упомянул) читал с искренним интересом и удовольствием.
Отрывки из фантастического романа – я бы даже сказал, метафизического – будут интересны любителям этого жанра, что ещё раз подтверждает многоплановость книги.
Само собой, что сейчас, в эру интернета, нельзя обойти его стороной, и отдельным разделом идёт описание литературных блогов.
Бывает так, что прочитанную книгу закрываешь с чувством зря потраченного времени. К «Избранному» Александра Гриценко это никак не относится.