Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 декабря 2015 г.
  4. № 48 (6534) (03.12.2015)
Общество Колумнисты Мнение

Метафизика терроризма

03 декабря 2015

Убивающие себя, чтобы показать непокорность и новую страшную свободу

Конец XIX века и начало XX были временем больших научных достижений. В этот период учёные разгадали структуру не только атома, но и жизнеустроения человечества. Идея непрерывности сменилась идеей дискретности. Исследования Константина Леонтьева, Николая Данилевского, Макса Вебера, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби показали, что людской род не является чем-то единым и однородным, а состоит из различных сообществ, каждое из которых основывает свой уклад жизни и свою иерархию ценностей на собственном типе верования. Внутри такого сообщества его члены моментально опознают друг друга как своих, а членов других сообществ ощущают чужими.

Эти коллективные субъекты Данилевский назвал культурно-историческими типами, но впоследствии их стали именовать цивилизациями. Именно цивилизации являются главными действующими лицами на исторической сцене: всемирная история есть не что иное, как зарождение, развитие и закат цивилизаций и их взаимодействие, которое варьирует от плодо­творного сотрудничества до смертельной вражды. В 30-х годах XX столетия Тойнби насчитал пять таких игроков: западноевропейскую и североамериканскую протестантскую цивилизацию, русскую православную цивилизацию, исламскую цивилизацию, индуистскую и дальневосточную.

В течение последних 70 лет нарисованная им картина не подвергалась пересмотру. Но в самом начале XXI века, а точнее, 11 сентября 2001 года, произошло событие, которое должно было бы натолкнуть на мысль о таком пересмотре. Сносом небоскрёбов-близнецов Международного торгового центра заявил о своём выходе на площадку земного шара новый игрок, претендующий на то, чтобы стать ещё одной цивилизацией, с собственной государственностью и собственной территорией. Правда, он выдаёт свою деятельность за восстановление истинно исламской цивилизации, пришедшей в упадок, но никогда нельзя верить самоопределениям. Уверения идеологов ИГИЛ (террористической организации, деятельность которой запрещена на территории РФ), будто они возвращаются к истокам мусульманской веры, очевидно ложны, поскольку основой их стратегии является террор, к которому никогда не призывал Мухаммед. В Коране можно найти суры, где благословляется мирное сосуществование с людьми другой веры, а если в нём и попадаются такие высказывания, которые можно истолковать как призыв к уничтожению неверных, то надо вспомнить, что в нашем Священном Писании, а именно в Ветхом Завете, огромное количество обращений Бога к израильтянам, в которых Бог требует от них уничтожения языческих племён от младенцев до стариков и даже их скота.

Дать правильную оценку возникшему на наших глазах культурно-историческому типу оказалась способной только Россия, сохранившая в своём сознании глубинное религиозное измерение. Ключ к пониманию сути обсуждаемого предмета спрятан именно в этом измерении.

Характеристическим признаком так называемого радикального исламизма является, конечно, террор – стратегия убивания ни в чём не повинных людей для того, чтобы вселить страх в остальных. Возникает вопрос: имеются ли в истории прецеденты применения такой стратегии? Ответ однозначен – имеются, притом в изобилии. Не углубляясь в далёкое прошлое, можно назвать французских якобинцев, от действий которых и пошёл сам термин «террор», русских народовольцев, эсеров и большевиков, китайских хунвейбинов, камбоджийских полпотовцев и различного рода латиноамериканских повстанцев. Ничего нового ИГИЛ не придумал, это давно практикующийся вид политической деятельности. Неужели же за долгое время никто не осмыслил этого постоянно повторяющегося явления?

Одно такое осмысление нам известно. Оно содержится в романе Достоевского «Бесы», написанном по материалам судебного процесса над террористической группой Нечаева. Писатель проницательно указал на коренное различие мотивации вербовщиков и завербованных, участвующих в террористическом движении. Руководитель группы Пётр Верховенский делает террор средством захвата власти; используемый им самоубийца Кириллов руководствуется не практическими, а чисто идеальными побуждениями. Вот как он их излагает: «Атрибут божества моего – Своеволие! Это всё, чем я могу в главном пункте показать непокорность и новую страшную свободу мою... Я убиваю себя, чтобы показать непокорность и новую страшную свободу мою». Оба вида мотивации, вскрытые Достоевским, присутствуют и в современном терроризме, но мы не хотим их замечать, ограничиваясь заклинаниями о том, что террористы – нелюди и отморозки. Но что-то не похожи на нелюдей и отморозков отличница философского факультета МГУ Варенька Караулова и парижская хохотушка, любившая примерять ковбойские шляпы и приведшая в действие находящееся на ней взрывное устройство. Видно, их не удовлетворяла пустая жизнь, которую они вели, и они искали нечто более серьёзное, – а что может быть серьёзнее смерти?

Смерть понимается современным человеком как прекращение не только внешней, телесной, но и внутренней, духовной деятельности, а поскольку интуиция подсказывает нам, что духовная жизнь не должна прекратиться, ибо она не ограничена рамками времени, то понятие смерти воспринимается как мистическое, сакральное, пробуждающее в душе отклик религиозного чувства, дремлющего даже в атеистах. На этой сакральности смерти и играют террористы, пристраиваясь к ней, как мародёры пристраиваются к победоносному войску. «Вы же согласны с тем, – говорят они нам, – что право отнимать жизнь по своему усмотрению имеют только боги? Но вы видите, что мы обладаем этим правом и распоряжаемся смертью, как хотим сами. Значит, мы – боги». Но этого шулера, похитившего у Бога полномочия раздавать смерть, людское сообщество никогда не примет в свои ряды. На деле сначала божественность, а потом вытекающее из неё право отнимать жизнь, а у них – сначала незаконно присвоенное право отнимать жизнь, а потом якобы вытекающая отсюда божественность.

Древнегреческого Прометея распяли на безлюдных скалах; его современных подражателей распнут на захваченной ими территории ковровыми бомбардировками, если надо – вакуумными бомбами, а если понадобится – и тактическим атомным оружием. Это распинание уже началось, и меня наполняет гордостью сознание того, что самое активное участие в этом принимает наша мудрая цивилизация. Мудрость её проявляется в политике абсолютного неприятия терроризма. К сожалению, не все наши партнёры столь же принципиальны. Америка не хочет победы террористов, но готова не слишком препятствовать их деятельности, пока они не свергнут Асада. Турция не хочет расширения «Исламского государства», но охотно скупает у него по дешёвке нефть. Когда русская авиация своими бомбёжками помешала этому бизнесу, турки пришли в такую ярость, что совершили безумный акт расстрела нашего самолёта.

Но несмотря ни на что, терроризм обречён, и гарантом этого является возвращение на мировую сцену великой державы под названием Россия. Когда-то Александр Невский сказал нам: «Не в силе Бог, а в правде». Сегодня у нас помимо правды есть и достаточно силы.

Тэги: Самосознание
Обсудить в группе Telegram

Виктор Тростников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Желание быть русским-11

    11.07.2018
  • Желание быть русским-10

    04.07.2018
  • Желание быть русским - 9

    27.06.2018
  • Желание быть русским - 8

    13.06.2018
  • Лихие или ленивые?

    23.05.2018
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Кто украл Европу? - 1

    259 голосов
  • Желание быть русским

    160 голосов
  • Эпитафия на могиле российской интеллигенции

    146 голосов
  • Желание быть русским - 2

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS