Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 декабря 2025 г.
  4. № 48 (7012) (03.12.2025)
Телеведение

Миг между прошлым и будущим

В прокате – экранизация романа Евгения Водолазкина

06 декабря 2025

Людмила Смирнова

О несоответствии фильма Егора Кончаловского «Авиатор» одноимённому роману уже написано и сказано достаточно, поэтому не будем заниматься сопоставлением с первоисточником, тем более сам писатель не возражал против оригинального сценария, справедливо замечая, что «кино и литература – совершенно разные стихии».

По жанру «Авиатор» – классическая мелодрама, приправленная фантастическим сюжетом, красивым видеорядом и музыкой Максима Фадеева. Актёрский состав придаёт ему дополнительную привлекательность. Казалось бы, все ингредиенты успеха налицо, однако шедевра не получилось. Возможно, недоработаны характеры отдельных персонажей и объединяющая сюжетные линии идея. Перипетии судеб героев поданы отстранённо, не вызывая сопереживания. Реакция на ряд сценарных поворотов – «не верю».

Отправная дата киноистории – лето 2026 года. В секретной лаборатории под Санкт-Петербургом профессору Гейгеру (Константин Хабенский) удаётся оживить одного из 13 замороженных в 1929 году в рамках эксперимента «Лазарь» заключённых Соловецкого лагеря. Им оказывается инженер-авиаконструктор Иннокентий Платонов (Александр Горбатов). Казалось бы, прорыв в науке, событие мирового масштаба, о котором надо поведать городу и миру, пора собираться за Нобелевской премией. Однако исследования ведутся тайно, каким-то куцым составом соратников, из которых учёный только один – молодая супруга профессора психолог Анастасия (Дарья Кукарских), больше похожая на студентку, удачно выскочившую замуж за успешного мужчину в годах. Спонсирует экспедицию и исследования олигарх Виктор Желтков (Евгений Стычкин), предоставивший огромную виллу в стиле хай-тек под медицинский центр и проживание супругов. За состоянием пациента следит всего одна медсестра Валентина (Софья Эрнст), она же по совместительству любовница Желткова. Приглядывает за семьёй учёных и Платоновым доверенное лицо олигарха, решительный мужчина крепкого телосложения (Алексей Кравченко). Несмотря на секретность исследований, супруги Гейгер свободно перемещаются по Санкт-Петербургу и области, посещают тусовки Желткова, больше похожие на разнузданные оргии. Анастасия опекает Платонова, вывозя его на природу и в город.

Размороженный почти через 100 лет Платонов статичен, сохраняя каменное выражение лица на протяжении всего фильма, даже в воспоминаниях о прошлой жизни. Отсутствие эмоций Платонова можно понять. Он попал в новый век, находится в шоке, мучительно восстанавливая память. А вот поверить в любовь Анастасии к своему мужу и в её влюблённость в Платонова не получается. Актриса Дарья Кукарских очень красивая девушка, но и только. Общение героев любовного треугольника построено на довольно сухих фразах или не очень выразительном молчании. Любовные сцены показаны натурально, но холодно, технично. У Анастасии есть мечта – ребёнок, которого ей не может подарить муж. Но чудо происходит, оживший авиатор явился из прошлого с особой миссией – сделать бездетную семью учёных полноценно счастливой.

В судьбе Платонова ключевую роль сыграл сосед по коммуналке из 1920‑х годов Зарецкий. Возможно, этот скользкий тип донёс на отца Анастасии (любовь из прошлых лет, как две капли воды похожая на Анастасию нынешнюю), что привело к цепи трагических событий. Увы, у Антона Шагина убедительного негодяя или нелепого пьянчуги-пролетария не получилось. Если была поставлена задача изобразить персонажа типа Шарикова, тоже нет попадания, образ неестественен, слишком нарочит.

При этом нельзя не отметить актёрские удачи. Константин Хабенский в роли Гейгера действительно похож на учёного. Не вызывают сомнения его искренняя любовь к юной жене, ревность и боязнь её потерять. Экспериментом по обретению бессмертия он породил соперника из поколения прадедов, что повергает его в мрачные раздумья и заставляет отказаться от продолжения работ с криоконсервацией. Евгений Стычкин играет олигарха Желткова естественно и задорно. Финансирование научной работы проводится им не из-за мечты осчастливить человечество. Он готов подвергнуть себя заморозке в надежде, что его неизлечимый недуг в будущем будет побеждён. Убедителен Илья Коробко в роли двоюродного брата Платонова Севы, ставшего большевиком. Он истов и фанатичен, готов карать любого, вставшего на пути мировой революции. Сева тоже любит Анастасию. Замечательным актёрам Валерию Баринову (Жуковский) и Виталию Кищенко (Воронин) достались роли небольшие, но талант не скроется даже за эпизодом. Мастерски сыгранная крошечная роль есть и у Ирины Пеговой (молодая женщина на улице холодного и голодного послереволюционного Петрограда).

Сюжет, сконцентрированный на любовных отношениях героев, только пунктиром наметил вопросы философские: какова цена бессмертия, нужно ли оно человеку, если он сам будет никому не нужен в будущем, возможно ли искупить грех прошлого, как соотносятся наука, нравственность и вера. В финале фильма Гейгер устраивает дорожную аварию, нимало не заботясь о последствиях для других, когда Анастасия сообщила, что у них будет ребёнок. Он счастлив и без сожаления выбрасывает в реку тетрадь с уникальной формулой вещества, позволяющего сохранять человеческое тело на века. Желтков внезапно умирает от тромба, а не от неизлечимой болезни. Платонов на подаренном ему Желтковым и собственноручно восстановленном старом аэроплане бестрепетно взмывает в небо, но не для полёта, а в никуда. Он просто улетел и не обещал вернуться.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Авиатор»: холодная вечность

    06.12.2025
  • Увы, он не взлетел

    06.12.2025
  • «Однажды в СНТ»

    03.12.2025
  • Уснувший лев

    29.11.2025
  • Догнать Кологривого

    28.11.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Премьера Интервью Событие Сериал Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Пригласительный билет Режиссер
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS