Людмила Смирнова
О несоответствии фильма Егора Кончаловского «Авиатор» одноимённому роману уже написано и сказано достаточно, поэтому не будем заниматься сопоставлением с первоисточником, тем более сам писатель не возражал против оригинального сценария, справедливо замечая, что «кино и литература – совершенно разные стихии».
По жанру «Авиатор» – классическая мелодрама, приправленная фантастическим сюжетом, красивым видеорядом и музыкой Максима Фадеева. Актёрский состав придаёт ему дополнительную привлекательность. Казалось бы, все ингредиенты успеха налицо, однако шедевра не получилось. Возможно, недоработаны характеры отдельных персонажей и объединяющая сюжетные линии идея. Перипетии судеб героев поданы отстранённо, не вызывая сопереживания. Реакция на ряд сценарных поворотов – «не верю».
Отправная дата киноистории – лето 2026 года. В секретной лаборатории под Санкт-Петербургом профессору Гейгеру (Константин Хабенский) удаётся оживить одного из 13 замороженных в 1929 году в рамках эксперимента «Лазарь» заключённых Соловецкого лагеря. Им оказывается инженер-авиаконструктор Иннокентий Платонов (Александр Горбатов). Казалось бы, прорыв в науке, событие мирового масштаба, о котором надо поведать городу и миру, пора собираться за Нобелевской премией. Однако исследования ведутся тайно, каким-то куцым составом соратников, из которых учёный только один – молодая супруга профессора психолог Анастасия (Дарья Кукарских), больше похожая на студентку, удачно выскочившую замуж за успешного мужчину в годах. Спонсирует экспедицию и исследования олигарх Виктор Желтков (Евгений Стычкин), предоставивший огромную виллу в стиле хай-тек под медицинский центр и проживание супругов. За состоянием пациента следит всего одна медсестра Валентина (Софья Эрнст), она же по совместительству любовница Желткова. Приглядывает за семьёй учёных и Платоновым доверенное лицо олигарха, решительный мужчина крепкого телосложения (Алексей Кравченко). Несмотря на секретность исследований, супруги Гейгер свободно перемещаются по Санкт-Петербургу и области, посещают тусовки Желткова, больше похожие на разнузданные оргии. Анастасия опекает Платонова, вывозя его на природу и в город.
Размороженный почти через 100 лет Платонов статичен, сохраняя каменное выражение лица на протяжении всего фильма, даже в воспоминаниях о прошлой жизни. Отсутствие эмоций Платонова можно понять. Он попал в новый век, находится в шоке, мучительно восстанавливая память. А вот поверить в любовь Анастасии к своему мужу и в её влюблённость в Платонова не получается. Актриса Дарья Кукарских очень красивая девушка, но и только. Общение героев любовного треугольника построено на довольно сухих фразах или не очень выразительном молчании. Любовные сцены показаны натурально, но холодно, технично. У Анастасии есть мечта – ребёнок, которого ей не может подарить муж. Но чудо происходит, оживший авиатор явился из прошлого с особой миссией – сделать бездетную семью учёных полноценно счастливой.
В судьбе Платонова ключевую роль сыграл сосед по коммуналке из 1920‑х годов Зарецкий. Возможно, этот скользкий тип донёс на отца Анастасии (любовь из прошлых лет, как две капли воды похожая на Анастасию нынешнюю), что привело к цепи трагических событий. Увы, у Антона Шагина убедительного негодяя или нелепого пьянчуги-пролетария не получилось. Если была поставлена задача изобразить персонажа типа Шарикова, тоже нет попадания, образ неестественен, слишком нарочит.
При этом нельзя не отметить актёрские удачи. Константин Хабенский в роли Гейгера действительно похож на учёного. Не вызывают сомнения его искренняя любовь к юной жене, ревность и боязнь её потерять. Экспериментом по обретению бессмертия он породил соперника из поколения прадедов, что повергает его в мрачные раздумья и заставляет отказаться от продолжения работ с криоконсервацией. Евгений Стычкин играет олигарха Желткова естественно и задорно. Финансирование научной работы проводится им не из-за мечты осчастливить человечество. Он готов подвергнуть себя заморозке в надежде, что его неизлечимый недуг в будущем будет побеждён. Убедителен Илья Коробко в роли двоюродного брата Платонова Севы, ставшего большевиком. Он истов и фанатичен, готов карать любого, вставшего на пути мировой революции. Сева тоже любит Анастасию. Замечательным актёрам Валерию Баринову (Жуковский) и Виталию Кищенко (Воронин) достались роли небольшие, но талант не скроется даже за эпизодом. Мастерски сыгранная крошечная роль есть и у Ирины Пеговой (молодая женщина на улице холодного и голодного послереволюционного Петрограда).
Сюжет, сконцентрированный на любовных отношениях героев, только пунктиром наметил вопросы философские: какова цена бессмертия, нужно ли оно человеку, если он сам будет никому не нужен в будущем, возможно ли искупить грех прошлого, как соотносятся наука, нравственность и вера. В финале фильма Гейгер устраивает дорожную аварию, нимало не заботясь о последствиях для других, когда Анастасия сообщила, что у них будет ребёнок. Он счастлив и без сожаления выбрасывает в реку тетрадь с уникальной формулой вещества, позволяющего сохранять человеческое тело на века. Желтков внезапно умирает от тромба, а не от неизлечимой болезни. Платонов на подаренном ему Желтковым и собственноручно восстановленном старом аэроплане бестрепетно взмывает в небо, но не для полёта, а в никуда. Он просто улетел и не обещал вернуться.