В один из последних труднейших годов существования СССР Министерство культуры сумело найти деньги на проведение Российского семинара молодых авторов, пишущих для детей. В «несезонный» месяц апрель начинающие писатели собрались в Пицунде, в принадлежавшем тогда Литфонду Доме творчества. Семинары прозы вели мы с автором прекрасных детских книг Сергеем Ивановым. Как обычно, уровень рассказов и повестей был разным. И особенно меня обрадовали короткие современные «Сказки про мальчика Лёшу» Сергея Седова. Узнав, что их собирается печатать журнал «Огонёк» – по одной коротенькой сказке в номере, я забрал у автора все, что были, и через два месяца все они вышли в ленинградском журнале «Искорка». Так началось моё знакомство с творчеством этого необыкновенного прозаика.
Слово «необыкновенного» я употребил не случайно. По сути, его сказки были тогда открытием нового направления в литературе для детей. Всё написанное только им одним, а также книги, созданные вместе с замечательной писательницей Мариной Москвиной, – необычны. В каждой из них, казалось бы, привычная реальность превращается в наивную, милую, добрую и весёлую фантасмагорию.
«Жил-был мальчик Алёша, который умел превращаться во всё, во всё! Однажды он подумал: «Почему про мои превращения знает только мама?» И он превратился в писателя. Написал про себя рассказы и подписался: Сергей Седов».
«Жил-был мальчик Лёша. Он умел превращаться во всё, во ВСЁ! Вот раз он превратился в Голубя, уселся на подоконник и постучал клювом в окно. А мама как закричит:
– Кыш! Чего уселся! – Она его, конечно, не узнала!
А Лёша и говорит:
– Я же твой сын Лёша, а ты моя мама Лида!
Тут мама поняла, в чём дело, и дала Лёше орешков засахаренных и лимонада. А Лёша стал в воздухе разные фигуры выписывать – соседи смотрят, удивляются. А мама им говорит:
– Это мой сын Лёша! У него необыкновенные способности. Я его отдам в английскую школу, и в музыкальную, и в фигурное катание!»
Так начиналась его самая первая книга фантасмагорий, построенных на обыденном житейском материале.
Была и такая:
«Получил Лёша двойку.
– Что же ты, Лёша? – сказала учительница. – На тебя это не похоже!
– Нет, похоже! – ответил Лёша и превратился в большую жирную двойку.
А учительница пошла к директору и говорит:
– Я не могу вести урок! У меня в классе сидит большая неудовлетворительная отметка. Кто-то её привёл в класс.
Директор очень рассердился и сам пошёл разбираться. Заходит и видит: сидит в классе аккуратная Пятёрка и объясняет новый материал. Он, чтобы не мешать, вышел тихонько и говорит:
– Что же это вы, Надежда Владимировна, двойку от пятёрки не отличаете? Успеваемость от этого страдает!»
Не забуду, как на Международной книжной выставке на ВДНХ в первые же часы после открытия взрослые посетители раскупили все его книги.
За два десятилетия Сергей Седов создал не одну книгу милых своей наивностью, светлых и добрых сказок. Сказки про мам соседствуют со сказками про Деда Мороза, про дураков и про Змея Горыныча. По просьбе московских издательств он пересказал на свой лад мифы о Геракле, а также знаменитые европейские сказки. И что удивительно, читая детям «от пяти до восьми» сказки Сергея Седова, взрослые родители испытывают такое же удовольствие, как и их чада.