90 лет с момента создания СССР – Союза Советских Социалистических Республик, который окончил свою историю также в декабре, но уже 1991 года. «ЛГ» начинает цикл публикаций на эту тему. Сегодня наш собеседник – известный историк, доктор исторических наук Юрий ЖУКОВ.
– Юрий Николаевич, хочется с вашей помощью сначала оглянуться назад, в царские времена. Но прежде вопрос: многие полагают, что распад СССР в том виде, в каком он существовал, – процесс естественный. Но роль личности или личностей никуда ведь не денешь?
– Конечно. И белорусские Вискули, где самозваные судьи вынесли Союзу смертный приговор, это подтверждают. И сейчас на пути к необходимой обычным людям реинтеграции родственных народов и близких экономик зачастую стоят личности, национальные элиты, их амбиции, привычка за демагогией скрывать интересы сугубо личные или клановые. В истории подобных примеров хватает.
В ноябре 1917-го большевики, понимая, что страна воевать не может, заключили с немцами перемирие, чтобы собрать силы. В этот момент военный министр Украины Петлюра объявил, что больше нет единого фронта. Юго-Западный и Румынский переходят под его контроль, становясь Украинским. А вы, москали, воюйте, как хотите. Не важно ему было – большевики или сторонники Керенского, как и против кого воюют. Это были русские, москали, которых он, мягко говоря, не очень жаловал и от которых нужно было поскорее отделиться.
В это же время шли переговоры в Бресте с немцами и австрийцами. Там тоже сработал фактор личности. Предательскую роль сыграл Лев Троцкий. В Брест приехали несколько депутатов несуществующей де-юре Украинской народной республики (УНР). Пошли на поклон к немцам, а те – к Троцкому: не возражаете ли против их участия в переговорах? Тот: конечно же, нет! Хотя в Бресте уже находились законные представители Советской Украины. Но раз нарком иностранных дел России считает возможным участие представителей УНР, то, значит, поплыли. И приплыли. Немцы и австрийцы подписали 9 февраля 1918 года мир с УНР, согласно которому оккупировали территорию южной Белоруссии, на которую претендовали незалежники, – Полесье, и ещё огромную территорию, которую Центральная рада считала своей. Что это за земли? Любой гимназист в 1917 году знал, что Украина – это четыре губернии: Киевская, Волынская, Подольская и Полтавская. А к югу – русские территории. Ещё в XVII веке – Дикое поле, где фактически не было оседлого населения. Потёмкин и Румянцев присоединили Новороссию – всё, что к югу от Днепровских порогов, Запорожской Сечи. Там построят Одессу, Николаев, Херсон. Присоединив Крым, построят Севастополь. Но незалежники летом 1917 года вдруг объявили: до самого Чёрного моря это испокон веку наша, украинская земля. Ну а немцам только это и было нужно – оккупировали и юг.
– Извечный спор славян между собой… Но всё-таки вернёмся к царям-батюшкам.
– В следующем году 400-летие династии Романовых. Именно они, не столько русские, сколько немцы – Голштейн-Готторпы, заложили основы того, чтобы в будущем страна распалась.
Как? При Иване Грозном Россия присоединила Астраханское, Казанское, Сибирское ханства. Плюс Ногайскую орду в Среднем Поволжье. Нужно было ассимилировать новых подданных. Как это делалось во всех европейских странах. Во Франции, скажем, изначально жили не одни французы. Были ещё гасконцы – баски, бретонцы, провансальцы… Со своим языком, обычаями, культурой. Но Париж сумел всех свести к единому знаменателю. Благодаря двум вещам. Первое – введение чиновничьей системы, охватывающей все населённые пункты. Второе – обязательное ведение административных дел на французском языке. Так же поступали и англичане. Давно покинули они заморские колонии, а люди там говорят на английском, сохраняя в быту, культуре родные языки.
Так и Ивану Грозному, последнему (не считая Фёдора Ивановича) Рюриковичу, ликвидировав угрозу с Востока, следовало, во-первых, поручить Русской православной церкви заняться миссионерством и в те времена не очень-то твёрдокаменных мусульман, населявших три ханства, сделать христианами. Во-вторых, везде ввести жёсткую администрацию с использованием только русского языка. Что-то царю Ивану сделать удалось, начался процесс естественной ассимиляции мордвы, чувашей, марийцев.
Романовы дело не продолжили. Лишь расширяли пределы страны. Пётр присоединил бо'льшую часть Прибалтики, Екатерина – Курляндию, Литву, западные области Украины и Белоруссии, Россия вышла на берега Чёрного моря, двинулась на восток. Но осваивала территории лишь физически.
Этапная дата – 1825 год. Смерть Александра I, восстание декабристов. Из чего на тот момент состоит Российская империя? Она включает присоединённое в 1809 году Великое княжество Финляндское, население которого не знало крепостничества, имело со второй половины XVIII века конституцию, парламент, армию, валюту, таможенную границу, отделявшую её от остальной России. Царство Польское, вошедшее в состав Российской империи в 1815 году. И там – конституция, сейм, своя армия, свои деньги. В Прибалтике – нынешних Эстонии и Латвии – с 1816 по 1819 год отменили крепостное право, о чём у нас не все любят вспоминать. Как же! Такой хороший Александр I в трёх губерниях отменил крепостное право, оставив в рабстве остальные.
Что же делали царские власти, чтобы унифицировать если не экономический, то хотя бы культурный уровень народов? Ничего. В 1880-е годы во Франции, например, вводится всеобщее бесплатное обязательное среднее образование. У нас же – четырёхклассные церковно-приходские школы, да и то не везде.
Окончание на стр. 3